сотрудник с 01.01.2019 по 01.01.2025
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 371 Организация воспитания и образования. Школоведение
Введение. Современные социально-педагогические реалии обусловливают необходимость разработки действенных стратегий для предупреждения девиантного поведения подростков. В связи с этим превентивная педагогика выступает как перспективное направление, нацеленное на предупреждение и минимизацию негативных социальных явлений, оказывающих деструктивное влияние на развитие личности. Превентивная педагогика основывается на интеграции педагогических и психологических знаний, что позволяет формировать устойчивые механизмы ранней профилактики. Автор статьи анализирует пути создания условий для развития социальных и личностных ресурсов подростков посредством включения их в различные виды просоциальной активности. Подчеркивается, что в профилактике девиантного поведения особую значимость приобретает воспитательная работа, обеспечивающая целенаправленное развитие эмоциональной сферы, социальных навыков и нравственной ответственности подростков. Обосновывается необходимость систематического взаимодействия школы, семьи и общественности, что позволяет интегрировать превентивные меры во всех сферах социализации подростков. Такой подход способствует созданию единой системы поддержки и контроля, усиливая эффективность воспитательно-профилактических мероприятий, способствуя формированию у подростков позитивных моделей, в т. ч. правового поведения. Кроме того, в статье анализируется инновационный педагогический опыт в области профилактики девиантного поведения подростков. Методы. Для комплексного изучения проблемы использовались общенаучные методы, направленные на сбор, анализ, систематизацию и обобщение данных теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования. Результаты. Сформулирован вывод о необходимости системного и целостного подхода к решению проблемы профилактики девиантного поведения и развития личности подростков с опорой на основные положения и принципы превентивной педагогики. Обоснована значимость воспитательно-профилактической работы по формированию у подростков позитивных установок, ценностей и моделей поведения, а также важность изучения, обобщения и внедрения передового педагогического опыта в образовательное пространство с целью более эффективной организации и реализации профилактической деятельности.
превентивная педагогика, девиантное поведение, подросток, воспитательно-профилактическая деятельность, профилактика
1. Завражин С. А., Овчинников О. М., Фортова Л. К. Очерки по истории и теории превентивной педагогики : монография. Владимир : Издательство Владимирского государственного университета, 2017. 339 с.
2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии : монография. Москва : Социальное здоровье России, 1994. 235 с.
3. Сургова С. Ю., Столярчук Н. В. Превенция – актуальное направление в профессиональной подготовке социальных работников. // Studia Humanitatis : электронный журнал. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preventsiya-aktualnoe-napravlenie-v-professionalnoy-podgotovke-sotsialnyh-rabotnikov.
4. Кузнецов В. В. Превентивная педагогика: теория и практика // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 2 (163). С. 125–130.
5. Кле М. Психология подростка : Психосексуальное развитие : [Пер. с фр.]. Москва : Педагогика, 2006. 172 с.
6. Панцырь С. Н., Новгородцева А. П. Личностные особенности подростков с девиантными формами поведения // Культурно-историческая психология. 2013. Т. 9, № 2. С. 64–72.
7. Слепухина Г. В., Безенкова Т. А., Андриенко О. А. Личностные особенности подростков с девиантным поведением // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. № 4 (33). С. 396–401. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0904-0088.
8. Набойченко Е. С. Психология отклоняющегося поведения подростков : монография. Екатеринбург : Издатель Калинина Г. П., 2007. 285 с.
9. Бурсакова М. С. Способы педагогической профилактики асоциального поведения подростка в ценностно-ориентационной деятельности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2024. № 3 (243). С. 6–10. https://doi.org/10.25198/1814-6457-243-6.
10. Желнин Э. В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник науки. 2021. Т. 2, № 8 (41). С. 4–13.
11. Филонов Л. Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением / Психология формирования и развития личности : [Сборник статей] / ред. Л. И. Анцыферова. Москва : Наука, 1981. С. 338–361.
12. Кузнецов В. В. Превентивная педагогика: теория и практика : монография. Москва : Эгвес, 2015. 116 с.
13. Профилактика девиантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации : коллективная монография / Афанасенкова Е. Л., Васягина Н. Н., Власова Л. Е. [и др.] ; под ред. Н. Н. Васягиной, Е. А. Казаевой. Екатеринбург : [б. и.], 2018. 261 с.
14. Гейжан Н. Ф., Чопик О. А., Тихомиров С. Н. Основные направления и меры социально-педагогической профилактики девиантного поведения несовершеннолетних / Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики : материалы Международной научно-практической конференции, г. Санкт-Петербург, 28 октября 2022 г. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2022. С. 89–94.
15. Абдуллаева Н. И. Методы и формы коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками / Проблемы повышения эффективности научной работы в оборонно-промышленном комплексе России : материалы V Всероссийской научно-практической конференции, г. Знаменск, 24–25 марта 2022 г. / сост.: С. Н. Бориско. Астрахань : Астраханский государственный университет, 2022. С. 307–311.
16. Переверзева М. В. Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 65–76. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2023.45.1.06.
17. Танаева З. Р. Предупреждение противоправного поведения обучающихся в условиях реализации инновационных проектов профессиональных образовательных организаций // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 2 (38). С. 161–168.
18. Романовская Н. Е. Эффективность и проблемы работы в области девиантного поведения подростков // Современные средства связи. 2023. Т. 1, № 1. С. 341–343.
19. Саркисян Л. Н. Применение педагогической технологии сторителлинга в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних / Детство – территория безопасности : сборник материалов конференции, г. Москва, 7 декабря 2023 г. Москва : Саратовский источник, 2023. С. 269–271.