Модульная технология обучения адъюнктов иноязычной лексике научного стиля
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Выбор эффективной технологии обучения иностранного языка в адъюнктуре является ключевым фактором для его успешного освоения. Инновационные методы и инструменты не только повышают вовлеченность обучающихся в процесс обучения, но и делают его гибким, комбинированным, активным и творческим. Данным характеристикам соответствует модульная технология, наиболее полно определяющая стратегию иноязычного профессионально ориентированного обучения в адъюнктуре. Обзорный анализ исследования выявил низкую теоретическую и практическую разработанность применения модульной технологии в процессе обучения адъюнктов иноязычной лексике научного стиля. Эта проблема, однако, актуальна для данной категории обучающихся, т. к. они углубленно занимаются научными исследованиями и активно используют зарубежные базы данных. Методы. В данном исследовании применялся комплекс методов: анализ педагогической и лингвистической литературы, сравнительный анализ (сопоставление способов выражения лексических единиц в английском и русском языках), опросно-диагностический метод, включенное наблюдение. Результаты. В исследовании конкретизирована и обоснована актуальность применения модульной технологии в адъюнктурах образовательных организаций системы МВД России, выявлены особенности модульной технологии в процессе обучения использования иноязычной лексики научного стиля, обозначены критерии отбора учебного материала в блоки. На основании этого разработана программа модульного обучения иноязычной лексике научного стиля и сформулированы рекомендации для преподавателей по организации модульного обучения адъюнктов. Выявлено, что модульная технология в адъюнктуре позволяет изучать иностранный язык в более структурированной и организованной формах. Каждый модуль, являясь отдельной единицей обучения, имеет четкие рекомендации по выполнению и изучается самостоятельно в рамках аудиторной и внеаудиторной работы. Важно, что в работе традиционная система обучения не исключается полностью, а комбинируется с модульной технологией, что в целом улучшает результативность процесса обучения адъюнктов иноязычной лексике научного стиля.

Ключевые слова:
обучающий модуль, модульная технология обучения, модульный блок, адъюнктура, иностранный язык, научный стиль, нормативные правовые акты, законодательство об образовании
Список литературы

1. Геворкян Е. Н., Савенков А. И., Львова А. С. Проектирование модульного построения процесса обучения будущих учителей в магистратуре // Современные проблемы профессионального и высшего образования: состояние и оценка : коллективная монография / авт.-сост. : С. Н. Чистякова, Н. Д. Подуфалов, Е. Н. Геворкян. Москва : Экон-Информ, 2019. С. 147–155.

2. Юцявичене П. А., Пасвянскене В. Р. Модульный подход к обучению иностранным языкам в системе вуз – последипломное обучение / Планирование и управление повышением квалификации руководящих работников и специалистов : тезисы докладов Республиканской научно-методической конференции, г. Вильнюс, 28–29 января 1987 г. Вильнюс : ИПКСНХ ЛатвССР, 1987. С. 105–109.

3. Мартынова О. В. Инновационные технологии в ракурсе модульного обучения иностранному языку / Современные тенденции развития системы подготовки обучающихся: региональная практика : материалы международной научной конференции, г. Красноярск, 12 декабря 2023 г. Красноярск : Красноярский государственный аграрный университет, 2024. С. 265–267.

4. Поникаровская В. В. Модульное обучение иностранному языку: применение технологии для языковой подготовки студентов неязыковых специальностей вуза / Лингводидактические особенности обучения иностранным языкам в неязыковых вузах : сборник статей III научно-практической конференции с международным участием, г. Москва, 20 мая 2020 г. Москва : Канцлер, 2020. С. 217–223.

5. Социо-кросс-культурный подход в современном образовательном пространстве школы и университета : коллективная монография / Андреев Ю. К., Антропова Р. М., Волкова А. А. [и др.] ; под ред.: Г. А. Ферапонтова, О. В. Мишутиной. Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2022. 161 с.

6. Буркина В. А. О некоторых приоритетах модульного обучения в вузе // Молодой ученый. 2014. № 4 (63). С. 925–927.

7. Гудкова В. С. Модульно-рейтинговая система как средство повышения качества обучения // Молодой ученый. 2015. № 8 (88). С. 910–912.

8. Мамирова Н. Т. Применение блочно-модульной технологии в развитии профессиональной деятельности студентов колледжа // Молодой ученый. 2013. № 9 (56). С. 385–387.

9. Кубегенова А. Д., Тажкуран А. Е., Имангалиева А. Н. Модульная технология обучения как средство повышения эффективности подготовки специалистов ИКТ / Педагогическое мастерство : материалы X Международной научной конференции, г. Москва, 20–23 июня 2017 г. Москва : Буки-Веди, 2017. С. 135–137.

10. Романкова А. А., Титова Е. И. Проектирование модульной структуры курса высшей математики в вузе // Молодой ученый. 2014. № 7 (66). С. 556–557.

11. Ямшанова В. А. Переход на модульное обучение иностранным языкам как реализация идей Болонской декларации / Иностранные языки в экономических вузах России : Всероссийский научно-информационный альманах. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2006. № 5. С. 6–22.

12. Какурина О. А. О модульной технологии обучения иностранным языкам // Труды Псковского политехнического института. 2007. № 11-1. С. 48–52.

13. Курпешко Н. Н. Система обучения научной лексике // Вопросы методики преподавания в вузе. 2015. № 4 (18). С. 374–378.

14. Потапова Н. В., Сергеева Н. Н. Развитие иноязычных лексических умений, обучающихся среднего профессионального образования на основе приемов нейролингвистического программирования // Язык и культура. 2022. № 22. С. 230–249; https://doi.org/10.17223/19996195/60/13.

15. Наследова А. О. Обучение в сотрудничестве как эффективная форма модульного обучения деловому английскому языку // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-7. С. 38–41.

16. Ладонина Е. Ю. Система упражнений для самостоятельной работы студентов неязыковых факультетов по овладению иноязычной лексикой на основе специального текста //Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 7 (18), ч. 2. С. 99–101.

17. Ковалева Ю. Ю. Модульное обучение иностранному языку студентов технического вуза // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352. С. 180–182.

18. Абитов Р. Н. О результатах реализации модульной программы как средства интенсификации обучения иностранному языку в строительном вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-12. С. 3–10.

19. Петровский А. М. Моделирование профессиональной подготовки специалиста химического производства в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-4. С. 196–198.

Войти или Создать
* Забыли пароль?