Показатели вовлеченности подростков в агрессию в представлении педагогов с различным локусом контроля
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность. Статья посвящена проблеме оценки педагогами показателей риска вовлеченности в ситуации агрессивного поведения. Рассматривается проблема обусловленности оценки риска вовлеченности личностными особенностями педагога, в частности, локусом контроля. Цель. Оценка взаимосвязи между уровнем локуса контроля педагога и его представлениями о маркерах виктимизации подростков. Материалы и методы. Выборку составили 4 453 школьных педагога (94 % – женщины, 6 % – мужчины) из семи регионов Российской Федерации. В работе использована методика «Уровень субъективного контроля» (далее – УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд). Для оценки представлений педагогов о маркерах виктимизации были проанализированы ответы на вопрос «Как Вы обычно понимаете, что по отношению к ребенку проявляется агрессия?» из стандартизированной анкеты Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ. Результаты. По итогам анализа данных установлено, что педагоги, отмечавшие в качестве маркеров виктимизации подростков предложенные в рамках анкеты варианты, имеют статистически значимо более высокие показатели (более высокие абсолютные значения) по различным шкалам УСК. Заключение. Педагоги, склонные к интернальности, значимо выше оценивают различные маркеры виктимизации как показатели вовлеченности подростков в ситуации агрессивного поведения.

Ключевые слова:
социальная перцепция, локус контроля, педагоги, агрессия, индикаторы риска
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Бочавер А. А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей // Психологическая наука и образование psyedu.ru : сетевой журнал. – 2014. – Т. 6. – № 1. – С. 47–55. – URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Bochaver.phtml дата обращения: 09.11.2022).

2. Новикова М. А., Реан А. А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования. – 2019. – № 2. – С. 78–97; https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-78-97.

3. Реан А. А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних // Национальный психологический журнал. – 2018. – №. 2 (30). – С. 3–12; https://doi.org/10.11621/npj.2018.0201.

4. Реан А. А., Кошелева Е. С. Роль копинг-стратегий и ППИ в процессе взаимодействия учителей с агрессивными подростками // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2021. – №. 3. – С. 78–86; https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-3-78-86.

5. Реан А. А., Кошелева Е. С. Агрессия и асоциальное поведение подростков в сознании педагогов // Вестник Московского университета МВД России. – 2021. – №. 4. – С. 305–312; https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-4-305-312.

6. Yoon J., Sulkowski M. L., Bauman S. A. Teachers’ responses to bullying incidents: Effects of teacher characteristics and contexts //Journal of school violence. – 2016. – Vol. 15. – No. 1. – P. 91–113; https://doi.org/10.1080/15388220.2014.963592.

7. Собкин В. С., Фомиченко А. С. Понимание учителями причин проявления агрессии учащихся к педагогу / Социология образования. Труды по социологии образования : сборнике статей / под редакцией В. С. Собкина. – Москва: Федеральное государственное научное учреждение «Институт социологии образования» Российской академии образования, 2012. – Т. XVI. – Вып. XXVIII. – С. 137–147. Сер.: Социокультурные проблемы современного образования.

8. Реан А. А., Кошелева Е. С. Связь представлений педагогов о возрастных особенностях агрессии подростков со способами их реагирования на агрессивно-конфликтное поведение учащихся // Вестник Московского университета МВД России. – 2022. – №. 6. – С. 312–319; https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-312-319.

9. Фомиченко А. С. Представления учителей о причинах агрессивного поведения учащихся разных классов общеобразовательной школы // Социальная психология и общество. – 2013. – Т. 4. – №. 2. – С. 81–93.

10. Волкова Е. Н., Цветкова Л. А., Волкова И. В. Методологические основания для разработки программ профилактики подросткового буллинга // Сибирский психологический журнал. – 2019. – №. 74. – С. 88–100; https://doi.org/10.17223/17267080/74/5.

11. Реан А. А., Кошелева Е. С. Связь представлений педагогов о половых особенностях агрессии подростков со способами их реагирования на агрессивно-конфликтное поведение учащихся // Вестник Московского университета МВД России. – 2022. – №. 5. – С. 366–376; https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-366-376.

12. Rotter J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological monographs: General and Applied. – 1966. – Vol. 80. – No. 1. – P. 1–28; https://doi.org/10.1037/h0092976.

13. Пантилеев C. Р. Методы измерения локуса контроля / Общая психодиагностика : основы психодиагностики, немедленной психотерапии и психологического консультирования : учебное пособие / А. А. Бодалев [и др.] ; под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – Москва: Издательство МГУ, 1987. – С. 278–285.

14. Rusbandi N., Usman O. Effect of Self Effication, Locus of Control, and Emotional Intelligence on Procrastination // SSRN : Electronic Journal : [Online]; https://doi.org/10.2139/ssrn.3646005. – URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3646005 (дата обращения: 09.11.2022).

15. Kim N. R., Lee K. H. The effect of Internal Locus of Control on Career Adaptability: The Mediating Role of Career Decision-Making Self-Efficacy and Occupational Engagement // Journal of Employment Counseling. – No 55 (1). P. 2–15; https://doi.org/10.1002/joec.12069.

16. Türk-Kurtça T., Kocatürk M. The Role of Childhood Traumas, Emotional Self-Efficacy and Internal-External Locus of Control in Predicting Psychological Resilience // International Journal of Education and Literacy Studies. – 2020. – Vol. 8. – No 3. – P. 105–115; https://doi.org/10.7575/aiac.ijels.v.8n.3p.105.

17. Муздыбаев К. Психология ответственности : монография / под ред. В. Е. Семенова. – Ленинград: Наука, 1983. – 264 с.

18. Реан А. А. Психология личности. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 286 с.

19. Pesudo D., Anakonda C. The effect of ethical climate and locus of control toward whistleblowing intention // Jurnal AKSI (Akuntansi dan Sistem Informasi). – 2022. – Vol. 7. – No 1. – P. 52–61; https://doi.org/10.32486/aksi.v7i1.248.

20. Camadan F., Sari S. V. Forgiveness, Locus of Control, and Perfectionism: A Mixed Method Study // International Journal of Progressive Education. – 2021. – Vol. 17 (1). – P. 210–231; https://doi.org/10.29329/ijpe.2021.329.14.

21. Strong S. L., Gore J. S. The mediating role of locus of control between social resource stability and psychological well‐being // Journal of applied social psychology. – 2020. – Vol. 50. – Issue 8. – P. 464–475; https://doi.org/10.1111/jasp.12674.

22. Padmanabhan S. The impact of locus of control on workplace stress and job satisfaction: A pilot study on private-sector employees // Current Research in Behavioral Sciences [Online]. – 2021. – Vol. 2. – P. 100026; https://doi.org/10.1016/j.crbeha.2021.100026.

23. Levy M., Gumpel T. P. Self-efficacy and external locus of control as predictors of participant roles in relational aggression // Journal of interpersonal violence. – 2022. – Vol. 37. – № 5-6. – P. 3015–3040; https://doi.org/10.1177/08862605209437.

24. Zeyin Y., Long S., Gaoxiao R. Effects of safe driving climate among friends on prosocial and aggressive driving behaviors of young drivers: The moderating role of traffic locus of control // Journal of safety research. – 2022. – Vol. 81. – P. 297–304; https://doi.org/10.1016/j.jsr.2022.03.006.

25. Реан А. А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. – 1997. – №. 1. – С. 45–54.

26. Реан А. А., Коновалов И. А. Оценка педагогами подростковой агрессивности: социально-перцептивные аспекты и готовность к вмешательству // Российский девиантологический журнал. – 2021. – №. 1 (2). – С. 276–295; https://doi.org/10.35750/2713-0622-2021-2-276-295.

27. Реан А. А., Коновалов И. А., Кошелева Е. С. Совладание педагога с деструктивным поведением учащихся: реакция на агрессию учащихся и агрессивность педагогов // Интеграция образования. – 2022. – Т. 26. – №. 4 (109). – С. 688–707; https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.688-707.

28. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. – 1997. – № 5. – С. 3–19.

29. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы : [из «Собрания педагогических сочинений». – Санкт-Петербург: тип. М. Меркушева, 1895. – 29 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?