О когнитивном компоненте дисциплинированности личности (на примере курсантов образовательных организаций ФСИН России)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Развитие профессионально важных качеств сотрудника уголовно-исполнительной системы возможно на основе сформированных задолго до поступления сотрудника на службу таких качеств, как ответственность и дисциплинированность. Изучению дисциплинированности личности сотрудников УИС как на этапе поступления на службу, так и в процессе осуществления служебной деятельности уделяется недостаточно внимания. Целью статьи является раскрытие значения когнитивного компонента в структуре дисциплинированности личности, который отражает представления индивида о дисциплине, понимание её значения и роли в трудовой деятельности той или иной организации, а также понимание различий между дисциплиной и дисциплинированностью. Методы. В исследовании применялись общенаучные методы исследования, направленные на сбор, анализ, систематизацию и обобщение данных, в частности, анализ литературных источников, непосредственно связанных с исследованием дисциплинированности как свойства личности; для диагностики когнитивного компонента использовались авторская анкета и шкала «Осознанность» в методике «Дисциплинированность» (В. П. Прядеин, Н. В. Воротникова). Результаты. Анализ когнитивного компонента дисциплинированности личности курсантов Академии ФСИН России и Владимирского юридического института ФСИН России с помощью авторской анкеты позволили установить, что для них в целом характерно достаточно близкое к научному понимание дисциплинированности личности. Они признают необходимость дисциплины, а также разделяют внутреннюю, мотивированную дисциплинированность и внешнюю, демонстративную, что согласуется с данными шкалы «Осознанность» методики «Дисциплинированность». Для курсантов более характерно восприятие дисциплины как чего-то преподнесённого, навязанного извне, но не связанного с наличием дисциплинированности как свойства их личности. Исходя из полученных результатов, можно сделать выводы о важности диагностики когнитивного компонента дисциплинированности личности, так как выявленное преобладание в понимании обучающихся значимости внешней дисциплинированности над внутренней следует рассматривать как отрицательный момент, который непременно отразится на их будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова:
дисциплина, дисциплинированность личности, структура дисциплинированности, диагностика, когнитивный компонент
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Алещенко М. В. Категория дисциплинированности как черты характера военнослужащих // Армия и общество. - 2015. - № 2 (45). - С. 120-123.

2. Большунова Н. Я., Алещенко М. В. Дисциплинированность её структура и типология у военнослужащих (курсантов) войск национальной гвардии Российской Федерации // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 5. - С. 69-82.

3. Булгаков Д. Н. Деятельностный компонент личностно-деятельностного подхода к формированию дисциплинированности курсантов в ведомственных образовательных организациях // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы - 2015. - № 1 (6). - С. 151-155.

4. Галеева Ф. Т. О формировании дисциплинированности студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 6 (73). - С. 48-49.

5. Глебов Ю. А. Психологические особенности развития дисциплинированности у военнослужащих Федеральной службы охраны // Вестник ТГУ. - 2007. - № 9 (53). - С. 65-68.

6. Демин В. М. Факторы, обусловливающие нарушения дисциплины и законности сотрудниками пенитенциарных учреждений. Проблемы профилактики // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - № 295. - С. 227-229.

7. Демидов О. Г., Михайлова О. Е. Понятие и сущность служебной дисциплины в уголовно-исполнительной системе // Закон и право. - 2021. - № 6. - С. 97−100.

8. Дорфман Л. Я., Дубровский А. В., Андруник А. П., Цариев Е. А., Лядов В. Н. Дуальная модель дисциплины // Филология и культура. - 2017. - № 4 (50). - С. 226-234.

9. Дорфман Л. Я., Дубровский А. В., Андруник А. П., Цариев Е. А., Лядов В. Н. Полисистемный анализ дисциплинированности курсантов военных вузов // Образование и наука. - 2018. - № 20 (9). - С. 75-90.

10. Дорфман Л. Я., Гридюшко Е. А. Структура дисциплинированности курсантов военного вуза внутренних войск МВД // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 3. - С. 87−90.

11. Жданова Н. Е. Дисциплинированность как фактор прогнозирования профессионального будущего педагогов / Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 25-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 07-08 апреля 2020 г. / под науч. ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2020. - Том II. - С. 40-42.

12. Зауторова Э. В. Изучение психологических особенностей сотрудников исправительных учреждений, допускающих нарушения служебной дисциплины // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2020. - № 3. - С. 15-24.

13. Змеева А. С. Особенности личностной беспомощности сотрудников уголовно-исполнительной системы, имеющих нарушения служебной дисциплины // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-7. - С. 1509-1514.

14. Лядов В. Н. О структуре дисциплинированности в отечественной и зарубежной психологии // Армия и общество. - 2014. - № 3 (40). - С. 72-75.

15. Медведицкова Л. В. Дисциплинированность сотрудника органов внутренних дел: содержание и пути формирования в процессе профессиональной подготовки // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 5 (78) - С. 218-220.

16. Побединская Т. В. Понятие и признаки служебной дисциплины сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы // Столыпинский вестник. - 2022. - № 4. - С. 2171-2184.

17. Подольская О. Н., Хорошун К. В., Котлярова Е. А. Функции дисциплинированности как личностно-профессионального качества // Научные труды КубГТУ. - 2016. - № 12. - С. 353-363.

18. Ткаченко Н. С., Гончарова О. П. К вопросу об определении профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы // Заметки учёного. - 2019. - № 7 (41). - С. 126-130.

19. Фоминова А. Н. Психологические аспекты дисциплины в школе // Психология и право. - 2012. - Т. 2. - № 3. - С. 44-54.

20. Шлюбуль Е. Ю., Синельникова Н. А., Романова М. Л., Романов Д. А. Квалиметрическая оценка дисциплинированности студентов вуза // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2012. - № 7 (89). - С. 145-150.

Войти или Создать
* Забыли пароль?