Опыт реализации индивидуально ориентированных восстановительных программ работы с несовершеннолетними правонарушителями с учётом специфики переживания ими вины
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Развитие восстановительной юстиции продолжает оставаться актуальным направлением в деятельности субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних на протяжении последних десятилетий. Необходимость её развития обусловлена высокой потребностью государственных и общественных институтов в повышении гуманистической направленности и научной обоснованности традиционных мер уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Существующие восстановительные программы предполагают применение к несовершеннолетнему правонарушителю в первую очередь мер воспитательного воздействия. Вместе с тем правоприменительная практика во многом продолжает ориентироваться на принципы «взрослой», преимущественно карательной юстиции, а при проведении традиционных восстановительных программ с несовершеннолетними правонарушителями не учитывается специфика переживания ими вины. Методы. В ходе экспериментальной работы, проведённой на базе Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Пермскому краю (далее – Центр), были изучены не только психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей, обусловившие формирование делинквентного поведения, но и специфика переживания ими вины за совершённый проступок. Результаты. Полученные в ходе эмпирического исследования достоверные данные послужили основанием для обоснованных теоретических обобщений и разработки индивидуально ориентированных восстановительных программ, опыт создания которых и подвергается анализу в данной статье.

Ключевые слова:
восстановительная юстиция, несовершеннолетний правонарушитель, восстановительная программа, переживание вины, ответственность, условия формирования ответственности, субъект, субъектность, субъектная зрелость, психологическое сопровождение
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Выготский Л. С. Детская психология : собр. соч. в 6 томах. – Т. 4. – Москва: Педагогика: 1984. – 433 с.

2. Галкина Н. В. Несовершеннолетний правонарушитель как субъект в контексте восстановительной юстиции // Вестник восстановительной юстиции, – 2018. – № 15. – С. 130–137.

3. Гофман И. Стигма: заметки об управлении испорченной идентичностью [Электронный ресурс] / Гугл Документы : сайт. – URL : docs.google.com URL: https://docs.google.com/document/d/1CvpoXz3PJrd1ZZ7dSSaOqjhxcjx5GHbqQVlU7gDuXOw/edit?hl=ru (дата обращения: 15.06.2023).

4. Движение за ювенальную юстицию в современной России. – Москва: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2003. – 156 с.

5. Змановская Е. В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход : монография. – Санкт-Петербург: Издательство СПб ун-та МВД России, 2005. – 274 с.

6. Карнозова Л. М. Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на преступление). – Москва: Проспект, 2014. – 262 с.

7. Карнозова Л. М. Уголовная юстиция и гражданское сообщество. Опыт парадигмального анализа. – Москва: Р. Валент, 2010. – 480 с.

8. Клейберг Ю. А. Основы психологии девиантного поведения. – Москва: ИД Алеф-Пресс, 2014. – 231 с.

9. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. – Москва: ПЕР СЭ, 2002. – 368 с.

10. Столин В. В., Пантелеев С. Р. Опросник самоотношения : практикум по психодиагностике : психодиагностические материалы. – Москва: Издательство Московского государственного университета, 1988. – 141 с.

11. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. – Москва: Международная педагогическая академия, 1994. – 192 с.

12. Шаранов Ю. А. Авторство как атрибут субъектно ориентированного образовательного процесса / Актуальные психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки : материалы IX международной научно-практической конференции ФГБОУ ВПО БГУ. – Стерлитамак: Издательство Башкирского государственного университета, 2013. – С. 222–226.

13. Шаранов Ю. А. Концепция «самосостояния» личности подростка с криминальным типом самосознания // Российский девиантологический журнал. – 2021. – Том 1. – № 1 (1). – С. 24–38.

14. Шаранов Ю. А., Гайворонская И. Б., Галкина Н. В. Несовершеннолетний правонарушитель как субъект восстановительной юстиции // Психология и право. – 2019. – № 3. – С. 320–337.

15. Глебова А. А. Социально-психологические особенности формирования просоциальности у подростковых лидеров отрицательной направленности [Электронный ресурс] // Психология и право. – 2022. – Т. 12. – № 4. – С. 185–194. DOI:https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120414.

Войти или Создать
* Забыли пароль?