Россия
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
Профессиональная деятельность сотрудников патрульно-постовой службы (ППС) полиции предъявляет высокие требования к уровню владения боевыми приёмами борьбы. Обучение боевым приёмам борьбы (БПБ) в рамках дисциплины «Физическая подготовка» основных программ профессионального обучения профессиональной подготовки происходит без учёта ситуаций их применения. Демонстрация приёмов также сильно абстрагирована от ситуаций практической деятельности сотрудников полиции. Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью формирования у сотрудников патрульно-постовой службы полиции навыков применения боевых приёмов борьбы в ситуациях оперативно-служебной деятельности и отсутствием научно обоснованной методики ситуационного обучения сотрудников полиции применению физической силы в рамках освоения основных программ профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский». Исследование проводилось с целью обоснования эффективности и особенностей использования ситуационного метода для обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции применению боевых приёмов борьбы в ситуациях оперативно-служебной деятельности. В результате исследования были разработаны три уровня сложности применения боевых приёмов борьбы в ситуациях оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции для использования в основных программах профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский». По результатам итогового тестирования эффективность применения приёмов в типовых ситуациях оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции увеличилась на 27,8 %, что подтвердило гипотезу исследования. Особенностью использования ситуационного метода является структурирование ситуаций по уровням сложности выполнения боевых приёмов борьбы. Учебно-тренировочный процесс физической подготовки сотрудников ППС полиции начинается в профессиональном цикле и продолжается в вариативной учебной дисциплине «Актуальные вопросы деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции» профессионально-специализированного цикла основных программ профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский».
сотрудники патрульно-постовой службы полиции, боевые приёмы борьбы, физическая подготовка, ситуационный метод
1. Красинская Е. С. Сущность и значение практико-ориентированного подхода в процессе реализации программ профессионального обучения в образовательных организациях МВД России // Полицейская деятельность. -2019. - № 6. - С. 1-7; 159-161.
2. Кардашевский В. В. Использование полигонной базы университета в подготовке участковых уполномоченных полиции // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № 1. - С. 146-149.
3. Тюкин В. Г., Клочков Р. В., Книс Д. А. Вопросы совершенствования интегрированной практико-ориентированной профессионально-прикладной физической подготовки участковых уполномоченных полиции в условиях образовательной организации системы МВД России // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 4 (77). - С. 242-244.
4. Левченко А. А., Малетин С. В., Морозов В. А. Особенности реализации контекстного подхода при обучении сотрудников полиции личной безопасности // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). - С. 152-154.
5. Кочеров Ю. Н., Димитров А. Н., Сотников С. С. Выездные практические занятия как форма практико-ориентированного обучения сотрудников ГИБДД // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-4. - С. 226-229.
6. Баркалов С. Н. Комплексное формирование готовности обучающихся образовательных организаций МВД России к обеспечению личной безопасности в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия // Автономия личности. - 2020. - № 1 (21). - С. 146-153.
7. Старцев А. М. К вопросу о методах и средствах методики специальной подготовки в условиях полигонной базы в образовательных учреждениях МВД России // Вестник экономической безопасности. - 2020. - № 1. - С. 359-364.
8. Хромов В. А, Ермолов П. С., Малинин П. Б. Использование условий полигона в целях совершенствования физической подготовки курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя // Вестник экономической безопасности. - 2017. - № 4. - С. 259-261.
9. Renden P. G., Landman A., Geert J. P. Savelsbergh & Raôul R. D. Oudejans (2015). Police arrest and selfdefence skills: performance under anxiety of officers with and without additional experience in martial arts // Ergonomics. - 2015. - № 58:9. - P. 1496-1506. - URL: https://doi.org/10.1080/00140139.2015.1013578.
10. Rajakaruna N., J. Henry P., Amy Cutler & Gordon Fairman (2017). Ensuring the validity of police use of force training // Police Practice and Research. - 2016. - № 18:5. - P. 507-521. - URL: https://doi.org/10.1080/15614263.2016.1268959.