Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия
Санкт-Петербург, Россия
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
В настоящей статье на основе фундаментальных исследований академиков Эдди Викторовны Сайко и Анатолия Алексеевича Деркача представлены результаты аналитических исследований субъекта и субъектоности применительно к сотрудникам правоохранительных органов. Служба в органах внутренних дел является детерминированной системой. Для неё характерныогромные информационные потоки, экстремальные нервно-психические и эмоциональные нагрузки, сложные межличностные отношения. В связи с чем предъявляются повышенные требования к сотрудникам всех звеньев системы правоохранительных органов. После изучении многолетней динамики уровня подготовленности курсантов образовательных организаций системы МВД России в рамках саморазвития можно сделан вывод, что специализируемые компетенции, формируемые на занятиях по традиционной системе не трансформируются в умения высшего порядка. На основе исследований выявлена очевидная проблема дальнейшего совершенствования методики обучения грамотным действиям в ходе выполнения оперативно-служебных задач в различных условиях. Обоснованно, что традиционный процесс обучения предполагает освоение конкретного алгоритма действий в стандартных ситуациях оперативно-служебной деятельности, а при введении различных задач моделирования типовых ситуаций служебной деятельности, обучающиеся, зачастую не могут выполнить задачу в меняющихся условиях (выходящих за рамки стандарта).
субъект, субъектность, сотрудник полиции, профессиональная деятельность, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование, сотрудник органов внутренних дел
1. Анциферова Л. Н. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопросы психологии. - 1978. - № 1. - С. 37-50.
2. Брушлинский А. В. Субъект и его деятельность // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. - Москва: ИПРАН, 1997. - С. 208-261.
3. Деркач А. А. Самореализация - основание акмеологического развития : монография. - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 224 с.
4. Деркач А. А. Субъект: формы, механизмы и пути развития: монография. - Казань: Центр инновационных технологий, 2011. - 524 с.
5. Сайко Э. В. Субъект и субъектная составляющая в становлении и культурно-историческом выполнении пространственно-временного континуума социума // Культура и субъект культуры. - Москва: Наука, 2002. - С. 18-42.
6. Сайко Э. В. Субъект: созидатель и носитель социального. - Москва: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2006. - 424 с.
7. Жайлов А. А., Горелов С. А. Социально-педагогическая модель кандидата на службу на должность рядового и младшего начальствующего состава патрульно-постовой службы полиции МВД России / Профессиональный психологический отбор в органах внутренних дел Российской Федерации: практика применения вопросы и проблемы реализации (Васильевские чтения - 2015) : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2015. - С. 82-85.
8. Горелов С. А. Саморазвитие как важнейшее условие эффективности деятельности руководителя ОВД // Учёные записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3. - С. 41-44.
9. Горелов А. А., Горелов С. А., Григорович Л. А. Саморазвитие и самосовершенствование личности через осознавание движения / Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 80-летию создания кафедры физической культуры и спорта ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет». - Часть 3. - Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического ун-та, 2014. - С. 77-86.
10. Алексеев Н. А., Апальков А. В., Кутергин Н. Б., Горбатенко А. В. Адаптация курсантов средствами физической подготовки к учебному процессу в высших образовательных учреждениях МВД России // Учёные записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 327.