ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ СИМПРАКТИЧЕСКОЙ К СИНСЕМАНТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У КУРСАНТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются механизмы проявления симпрактической и синсемантической систем в процессе речевого высказывания. Рассматривается проблема различий закономерностей и механизмов переходов от симпрактической стратегии интерпретации лексических значений к синсемантической у взрослых. Каким образом осуществляются подобного рода переходы, до сих пор недостаточно известно. Предпринимается попытка выявить базовые институции, благодаря которым начинается процесс движения живой речи и формируется опыт высказывания (дискурс) человека, определяющий уровень абстрактного или синсемантического мышления. Знание подобного рода необходимы не только при создании различных методик обучения иностранному и родному языкам. Посредством языковых репрезентаций становится доступным внутренний мир человека, структура и содержание его сознания и самосознания. Обращается внимание на относительно новый для российского психолингвистического сообщества американский и европейский опыт языкового обучения мигрантов, на перспективы развития билингвизма среди преподавателей в неязыковой высшей образовательной организации. Ставится вопрос о необходимости проведения исследований в области совместимости / несовместимости внеязыковых и языковых типов культур, индивидуального опыта и ментальных традиций представителей различных стран, обучающихся в ведомственной образовательной организации.

Ключевые слова:
синсемантическая речь, нелинейное развитие, симпрактическая и синсемантическая стратегии мышления, симпрактическая интерпретация лексических значений, синтагматический аспект высказывания
Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. - Москва: НОУ ВПО Московский психолого-социальный ин-т, 2009. - 159 с.

2. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. - Т. 2. - Москва: Педагогика, 1979. - 400 с.

3. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. - Москва: Наука, 1993. - 172 с.

4. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. - Т. 1. - Москва: Педагогика, 1982. - 487 с.

5. Зимняя И. А. Психологические основы обучения иностранным языкам в школе. - Москва: Просвещение, 1991. - 222 с.

6. Лурия А. Р. Язык и сознание / под ред. Е. Д. Хомской. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.

7. Остин Дж. Значение слова / Джон Остин. Избранное. - Москва: Идея-пресс, 1999. - С. 308-326.

8. Пашук Н. С. Психология речи. - Минск: Изд-во МИУ, 2010. - 137 с.

9. Райл Дж. Понятие сознания. - Москва: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 408 с.

10. Романов В. Н. Историческое развитие культуры. Психолого-типологический аспект. - Москва: Савин, 2003. - 447 с.

11. Телия В. Н. О специфике отображения мира психики и знания в языке / Сущность, развитие и функции языка. - Москва: Наука, 1987. - С. 65-75.

12. Фёдоров М. А. Эволюция концептуальной метафоры «время - ценная вещь» в британской лингвокультуре : монография / науч. ред. П. П. Дашинимаева. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2018. - 242 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?