с 01.01.1999 по 01.01.2019
Санкт-Петербургский университет МВД России (кафедра криминалистики, профессор)
с 01.01.2000 по 01.01.2019
Санкт-Петербург, Россия
с 01.01.2017 по 01.01.2019
Санкт-Петебург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.85 Криминалистика
Статья посвящена общей характеристике компетентностного подхода, внедряемого в профессиональную подготовку следователей в рамках обучения в профильных вузах МВД РФ. Отмечается ключевая роль следственного аппарата МВД России в осуществлении правоохранительной деятельности, осуществлении функции расследования преступлений. Обосновывается необходимость модернизации системы профессиональной подготовки следователей в рамках профильных вузов в связи с постоянным усложнением задач, решаемых данными сотрудниками в рамках своей профессиональной деятельности. Такая модернизация во многом связана с внедрением компетентностного подхода, обеспечивающего формирование необходимой совокупности знаний, умений, навыков и личностных качеств обучаемых лиц. Указанный подход также даёт возможность объективной оценки уровня подготовки специалиста в рамках вузовского образования. Обращается внимание на существующие трудности внедрения компетентностного подхода. В статье указывается на необходимость единообразного понимания терминов «компетентность» и «компетенция», рассматриваются современные подходы к трактовке данных понятий. Проводится анализ подходов к определению видов компетенций следственных работников МВД, получивших образование в ведомственных вузах. В статье также представлено мнение авторов на понимание криминалистического аспекта формирования профессиональных компетенций следователей МВД РФ.
компетенция, компетентность, следственная деятельность, расследование преступлений, профессиональная подготовка, следственный аппарат.
1. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. Теоретические аспекты, практическое применение. - Москва: Право и Закон, 1996. - 351 с.
2. Пермяков О. Е. Методологические основы и технологии оценки индивидуальных образовательных достижений в сфере профессионального образования : монография. - Москва: Федеральный институт развития образования, 2008. - 422 с.
3. Пермяков О. Е., Менькова С. В. Диагностика формирования профессиональных компетенций. - Москва: Федеральный институт развития образования, 2010. - 114 с.
4. Пермяков О. Е., Менькова С. В. Систематика формирования фондов оценочных средств // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 1. - С. 38-40.
5. Маркова Н. Г. О формировании компетенций будущего специалиста // Модернизация содержания социокультурного образования: методология, теория, практика, проблемы: материалы Всерос. науч.-метод. конф. Казань, 21-22 февраля 2006 г., КГУКИ. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ленина, 2006. - С. 354-357.
6. Кругова Н. В. Профессиональная компетентность следователя органов внутренних дел // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2008. - № 45. - С. 49-51.
7. Щедровицкий П. Г. Коммуникативная и рефлексивная компетентность в рамках мыследеятельного подхода: контуры нового понимания / Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление : материалы 9-й научно-практической конференции. - Красноярск, 15-18 апреля 2002 г. - Красноярск: Красноярский государственный университет, 2003. - С. 56-61.
8. Зимняя М. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - Москва: Исслед. центр пробл. качества подгот. специалиста, 2004. - 40 с.
9. Ярычев Н. У., Цамаева А. А. Особенности профессиональной деятельности и структура практико-ориентированных профессиональных компетенций будущего юриста // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2 (ч. 6). - С. 1318-1322.
10. Костюченко Д. Н. Формирование профессиональных компетенций в ходе освоения профессионального модуля [Электронный ресурс] // Концепт : научно-методический электронный журнал. - 2016. - Т. 43. - С. 273-275. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76472.htm (дата обращения: 22.11.2019).