Перспективные направления формализации теневой активности в условиях цифровизации экономических отношений
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Налоговая система играет ключевую роль в поддержании устойчивого функционирования бюджетной системы и обеспечении экономической безопасности государства. Действенность ее функционирования определяется принципами прозрачности и результативности, эффективная реализация которых позволяет успешно противодействовать росту масштабов теневой экономики и уклонения от уплаты налогов. При этом цифровизация экономического пространства, с одной стороны, положительно влияет на уровень налоговой дисциплины, т. к. сокращаются затраты на администрирование, а с другой – появляются новые возможности и схемы уклонения от уплаты налогов. Методы. Использованы методы анализа и синтеза для оценки влияния внедрения цифровых технологий на эффективность налогового администрирования, а также методы сравнительного и факторного анализа для оценки развития передовых технологий. В качестве эмпирического материала использованы данные Организации экономического сотрудничества и развития. Результаты. Результаты проведенного анализа показали, что внедрение информационно-аналитических систем с использованием технологий больших данных и искусственного интеллекта учета позволяет не только оперативно фиксировать финансовые потоки и налоговые обязательства каждого субъекта экономики, но и выявлять в режиме реального времени нарушения законодательства. Автоматизация процессов контроля: уменьшает вероятность ошибок, вызванных человеческим фактором, а также сокращает случаи коррупционного поведения среди сотрудников налоговых органов; стимулирует добровольное соблюдение налогового законодательства; снижает стимулы к уходу в теневой сектор экономики за счет увеличения вероятности выявления фактов уклонения от уплаты налогов. Активное внедрение цифровых технологий в систему налогового администрирования служит мощным инструментом противодействия росту масштабов теневой экономики. Комплексный подход, включающий автоматизацию учета, мониторинг финансов, дистанционное обслуживание и международное сотрудничество, способен обеспечить значительную поддержку контролирующим органам в части обеспечения устойчивого развития бюджетно-налоговой системы.

Ключевые слова:
теневая экономика, налоговое администрирование, большие данные, искусственный интеллект, налоговый контроль
Список литературы

1. Чуйков А. С., Кричевец Е. А. Влияние цифрового рубля на эффективность противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма // Друкеровский вестник. 2022. № 1 (45). С. 269–278. https://doi.org/0.17213/2312-6469-2022-1-269-278

2. De Carvalho A. N. M. [et al.]. The Effects of the National Simple Tax Regime on the Small Businesses Revenue and Tax Payment in the Ceará state – Brazil // Observatório de la economía latinoamericana. 2023. Vol. 21. No. 11. P. 22944–22965. https://doi.org/10.55905/oelv21n11-234

3. Floridi A., Demena B. A., Wagner N. The Bright Side of Formalization Policies! Meta-analysis of the Benefits of Policy-induced Versus Self-induced Formalization // Applied Economics Letters. Vol. 28. No. 20. 2021. P. 1807–1812. https://doi.org/10.1080/13504851.2020.870919

4. Jessen J., Kluve J. The Effectiveness of Interventions to Reduce Informality in Low-and Middle-income Countries // World Development. 2021. Vol. 138. No. 1. P. 105256. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2020.105256

5. Musagaliev A. Ju. [et al.]. Procedure for Implementing Tax Control in Tax Risk Management and Tax Audits // Partners Universal. 2024. Vol. 2. No. 1. P. 76–83. https://doi.org/10.5281/zenodo.1064351

6. Horodnic I. A., Williams C. C. Tackling Undeclared Work in the European Union: Beyond the Rational Economic Actor Approach // Policy studies. 2019. Vol. 43. No. 1. P. 21–55. https://doi.org/10.1080/01442872.2019.1649384

7. Ioan P. Tax Control-Prevention and Control of Tax Evasion // Annals of faculty of economics. 2011. Vol. 1. No. 2. Р. 375–380.

8. Mațcu M. [et al.]. Undeclared activities on digital labour platforms: An exploratory study // International Journal of Sociology and Social Policy. 2023. Vol. 43. No. 1. P. 740–755. https://doi.org/10.1108/IJSSP-07-2022-0186

9. OECD. Tax Administration 2024: Comparative Information on OECD and Other Advanced and Emerging Economies. Paris : OECD Publishing, 2024. 205 p. https://doi.org/10.1787/2d5fba9c-en

10. OECD. Tax and Fiscal Policies After the COVID-19 Crisis. OECD Policy Responses to Coronavirus (COVID-19). Paris : OECD Publishing, 2021. 39 p. https://doi.org/10.1787/5a8f24c3-en

11. Owen R. The Principles of Good Tax Administration // Australian Tax Review. 2025. Vol. 54. Is. 1. P. 4–10. https://doi.org/10.54648/ECTA2018005

12. Pomeranz D. D. No Taxation Without Information: Deterrence and Self-enforcement in the Value Added Tax // American Economic Review. 2015. Vol. 105. No. 8. Р. 2539–2569. https://doi.org/10.1257/aer.20130393

13. Schneider F., Raczkowski K., Mróz B. Shadow Economy and Tax Evasion in the EU // Journal of Money Laundering Control. 2015. Vol. 18. No. 1. Р. 34–51. https://doi.org/10.1108/JMLC-09-2014-0027

14. Sour L., Arcos S. Comparative Analysis of Stochastic Frontier Efficiency in Payroll and Accommodation Tax Collection in Mexico (2010–2020) // Apuntes del Cenes. 2024. Vol. 43. No. 78. P. 181–206. https://doi.org/10.19053/uptc.01203053.v43. n78.2024.17244

15. Torgler B. Schneider F. The Impact of Tax Morale and Institutional Quality on the Shadow Economy // Journal of Economic Psychology. 2009. Vol. 30. No. 2. Р. 228–245. https://doi.org/10.1016/j.joep.2008.08.004

16. Marusic A. [et al.]. Re-thinking the Approach to Informal Businesses : Typologies, Evidence and Future Exploration // Finance, Competitiveness and Innovation Insight. USA, Washington, DC : World Bank Group, 2020. 24 p. https://doi.org/10.596/34814

Войти или Создать
* Забыли пароль?