Современные технологии противодействия неформальной занятости: зарубежный опыт и российская практика
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Ключевая проблема оценки результативности налоговых проверок заключается в том, что их эффективность в сдерживании масштабов роста теневой экономики компенсируется тем, что они менее эффективны в содействии добровольному переходу к официальной деятельности. Поэтому необходим поиск новых ключевых показателей для измерения эффективности деятельности налоговых органов по содействию формализации, учитывая такие модели поведения налогоплательщиков, как «принудительное соблюдение» и «добровольное согласие». Методы. В работе используется компаративный анализ в разрезе стран Организации экономического сотрудничества и развития в части оценки эффективности действующих инструментов налогового контроля. Результаты. Вероятность выявления фактов участия в неформальной экономике повышает не только контроль работников, но и формы обязательной регистрации и лицензирования бизнеса. Доказано, что добровольное соблюдение достигается с помощью косвенных инструментов контроля и рассматривается как производная от уровня эффективности деятельности государства. Принудительное соблюдение реализуется с помощью механизма контроля, что требует от государства более активного использования передовых информационно-аналитических технологий, таких как искусственный интеллект и большие данные, в процедурах налогового контроля. Современные подходы по борьбе с неформальной занятостью должны интегрировать принудительные и стимулирующие меры в единую систему противодействия теневой активности. Различные виды санкций необходимо использовать для увеличения реальных или ожидаемых издержек участия в неформальной экономике и сдерживания роста ее масштабов. Таким образом, сочетание прямых и косвенных инструментов является наиболее эффективным средством поощрения формализации экономических отношений. При этом, когда асимметрия между формальными и неформальными институтами минимальна, меры сдерживания слабо влияют на динамику неформальной занятости, и наоборот, когда несоответствие между институтами увеличивается, уровень сдерживающих факторов оказывает решающее влияние.

Ключевые слова:
неформальная занятость, налоговый контроль, уклонение от уплаты налогов, теневая экономика, налоговые проверки
Список литературы

1. Алеников А. С. Инструментарий налогового комплаенса и его использование при реформировании налоговой системы России // Экономика устойчивого развития. 2014. №. 2 (18). С. 9–14.

2. Кирова Е. А., Кожебаткина А. В. Модернизация налогового контроля в условиях цифровизации экономики // Вестник университета. 2020. № 9. С. 94–99. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-9-94-99

3. Aghaei S., Dehkordi B. B., Reza H. Presenting a Model to Prevent Tax Evasion, From the Perspective of the Employees of the Country's tax affairs organization // International Journal of Nonlinear Analysis and Applications. 2024. Vol. 15. No. 5. P. 325–336. https://doi.org/10.22075/ijnaa.2023.29630.4212

4. Alstadsæter A. [et al.]. Tax Evasion and Tax Avoidance // Journal of Public Economics. 2022. Vol. 206. P. 104587. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2021.104587

5. Atayah O. F., Alshater M. M. Audit and tax in the context of emerging technologies: A retrospective analysis, current trends, and future opportunities // International Journal of Digital Accounting Research. 2021. No. 21. P. 95–128. https://doi.org/10.4192/1577-8517-v21_4

6. Ermasova N., Haumann C., Burke L. The Relationship Between Culture and Tax Evasion Across Countries: Cases of the USA and Germany // International Journal of Public Administration. 2019. Vol. 44. No. 3. P. 1–17. https://doi.org/10.1080/01900692.2019.1672181

7. Hoppe T. Tax Complexity in Australia-A Survey-Based Comparison to the OECD Average // Accounting for Transparency : Working Paper Series. 2020. No. 14. https://doi.org/10.2139/ssrn.3526193

8. Horodnic I. Tax morale and institutional theory: a systematic review // International Journal of Sociology and Social Policy. 2018. Vol. 38. No. 1. Р. 868–886. https://doi.org/10.1108/IJSSP-03-2018-0039

9. Horodnic I., Williams C. Tackling Undeclared Work in the European Union: Beyond the Rational Economic Actor Approach // Policy studies. 2019. Vol. 43. No. 1. P. 21–55. https://doi.org/10.1080/01442872.2019.1649384

10. Galle B., Shay S. Admin Law and the Crisis of Tax Administration // North Carolina Law Review. 2023. Vol. 101. No. 6. P. 1645–1696.

11. Khwaja M. S., Awasthi R., Loeprick J. Risk-based tax audits: Approaches and Country Experiences. Washington DC : The World Bank, 2011. 96 p.

12. Musagaliev A. J. [et al.]. Procedure for Implementing Tax Control in Tax Risk Management and Tax Audits // Partners Universal International Innovation Journal. 2024. Vol. 2. No. 1. P. 76–83. https://doi.org/10.5281/zenodo.10643514

13. Nchor D. Shadow Economies and Tax Evasion: The Case of the Czech Republic, Poland and Hungary // Society and Economy. 2021. Vol. 43. No. 1. Р. 21–37. https://doi.org/10.1556/204.2020.00029

14. OECD. Tax Administration 2024 : Comparative Information on OECD and Other Advanced and Emerging Economies. Paris : OECD Publishing, 2024. 205 p.

15. Schneider F. G., Buehn A. Shadow Economy: Estimation Methods, Problems, Results and Open Questions // Open Economics. 2017. Vol. 1. No. 1. Р. 1–29. https://doi.org/10.1515/openec-2017-0001

16. Elst S. V., de Rynck F. Will Mandated Network Steering do the Trick? A Balanced Assessment of the Belgian Network “Crossroads Bank for Enterprises” // International Review of Public Administration. 2013. Vol. 18. No. 2. P. 47–63. https://doi.org/10.1080/12294659.2013.10805252

17. Wenzel M. A Letter From the Tax Office: Compliance Effects of Informational and Interpersonal Justice // Social Justice Research. 2006. Vol. 19. No. 3. P. 345–364. https://doi.org/10.1007/s11211-006-0011-y

Войти или Создать
* Забыли пароль?