сотрудник
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
сотрудник
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
сотрудник
Ташкент, Узбекистан
УДК 159.9.07 Психологические исследования
Введение. Данная статья посвящена описанию результатов эмпирического исследования эмоционального выгорания, проведенного на выборке сотрудников полиции Республики Узбекистан. Изучалась степень выраженности и различия в проявлении симптомов эмоционального выгорания у сотрудников полиции офицерского и сержантского состава. Кроме того, оценивались степень удовлетворенности сотрудников полиции различными аспектами своей трудовой деятельности и уровень выраженности жизнестойкости как важного личностного ресурса, который может способствовать снижению симптомов эмоционального выгорания. Проблема эмоционального выгорания сотрудников полиции в современных условиях является особенно актуальной, поскольку, с одной стороны, возрастает напряженность труда, что связано с осложненной социально-экономической и политической обстановкой в мире, с другой стороны, повышаются требования к сотруднику полиции. Профессиональная деятельность сотрудника полиции играет важную социальную роль и вместе с тем связана с эмоциональными и физическими перегрузками, что повышает риск развития эмоционального выгорания у сотрудников. Методы исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе Главного управления внутренних дел города Ташкента. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, анкетирование, тестирование, математические методы обработки данных (сравнительный анализ, описательные статистики). Результаты. В результате проведенного исследования установлено, что у сотрудников полиции сержантского и офицерского состава существуют различия в степени проявления симптомов эмоционального выгорания, уровне удовлетворенности трудом и уровне выраженности жизнестойкости. В группе сержантов более выражены симптомы эмоционального выгорания, такие как тревога и депрессия, неадекватное эмоциональное реагирование, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей. Сержанты характеризуются более высокими показателями резистентности и напряжения. Офицеры демонстрируют более высокий уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью по большинству параметров, включая оплату труда, возможности продвижения, условия работы и служебную коммуникацию. В группе офицеров выше такие компоненты жизнестойкости, как вовлеченность и контроль.
эмоциональное выгорание, жизнестойкость, сотрудники полиции, удовлетворенность работой, сержанты, офицеры
1. Баринова, М. Г., Костина, Л. Н., Тавтилова, Н. Н. (2024). Особенности эмоционального выгорания личности в профессиональной служебной деятельности сотрудников полиции. Прикладная юридическая психология, 4 (69), 73–83.
2. Богатырёв, С. В. (2020). Современные зарубежные и отечественные исследования эмоционального выгорания и стресса у сотрудников полиции. Академическая мысль, 4 (13).
3. Водопьянова, Н. Е. (2000). Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях. В Г. С. Никифоров (ред.), Психология здоровья (стр. 443–463). Санкт-Петербург: СПбГУ.
4. Королева, Е. Г., Шустер, Э. Е. (2007). Синдром эмоционального выгорания. Журнал Гродненского государственного медицинского университета, 3 (19), 108–111.
5. Продовикова, А. Г., Тендрякова, К. Д. (2020). Синдром эмоционального выгорания, жизнестойкость и смысложизненные ориентации работников сферы здравоохранения. Социальные и гуманитарные науки: теория и практика, 1 (4), 424–442.
6. Пряхина, М. В., Душкин, А. С., Гончарова, Н. А., Шаранов, Ю. А., Шахматов, А. В. (2021). Эмоциональное выгорание сотрудников полиции: феноменология и профилактика. Прикладная психология и педагогика, 6 (4), 25–42. https://doi.org/10.12737/2500-0543-2021-6-4-25-42
7. Сорокоумова, С. Н., Исаев, В. П. (2013). Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий. Педагогическое образование в России, 4, 186–190.
8. Фомина, Н. Ф., Федосеева, Т. Е. (2016). Исследование показателей жизнестойкости в аспекте личности профессионала. Современные проблемы науки и образования, 6. https://science-education.ru/ru/article/view?id=25947
9. Форманюк, Т. В. (1994). Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Вопросы психологии, 6, 57–64.
10. Andrew, M. E., Howsare, J. L., Charles, L. E., McCanlies, E. C. & Mnatsakanova, A. et al. (2013). Associations between protective factors and psychological distress vary by gender: The Buffalo Cardio‑Metabolic Occupational Police Stress Study. International Journal of Emergency Mental Health and Human Resilience, 15 (4), 277–288.
11. Aumayr‑Pintar, C., Cerf, C., & Parent‑Thirion, A. (2018). Burnout in the workplace: A review of data and policy responses in the EU. https://doi.org/10.2806/11497
12. Folkman, S. (2013). Stress: Appraisal and Coping. In M. D. Gellman, J. R. Turner (Eds.), Encyclopedia of Behavioral Medicine (pp. 1913–1915). Springer. New York, NY. https://doi.org/10.1007/978-1-4419-1005-9_215
13. Golonka, K., Mojsa‑Kaja, J., Blukacz, M., Gawłowska, M., & Marek, T. (2019). Occupational burnout and its overlapping effect with depression and anxiety. International Journal of Occupational Medicine and Environmental Health, 32 (2), 229–244. https://doi.org/10.13075/ijomeh.1896.01323
14. Machado, C. E., Traesel, E. S., & Merlo, Á. R. C. (2017). Profissionais da Brigada Militar: Vivências do cotidiano e subjetividade. Psicologia Argumento, 33 (81). https://doi.org/10.7213/psicol.argum.33.081.AO02
15. Maslach, C. M. (2003). Job burnout: New directions in research and intervention. Current Directions in Psychological Science, 12 (5), 189–192. https://doi.org/10.1111/1467-8721.01258
16. Maslach, C. (2017). Finding solutions to the problem of burnout. Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 69 (2), 143–152. https://doi.org/10.1037/cpb0000090
17. Ribeiro, B. M. S. S., Scorsolini‑Comin, F., Terra, F. S., & Dalri, R. C. M. B. (2023). Síndrome de burnout em policiais militares à luz do referencial interpretative. Revista Recien, 13 (41), 532–539.



