сотрудник с 01.01.1999 по настоящее время
Россия
сотрудник с 01.01.2023 по настоящее время
Россия
г. Москва и Московская область, Россия
УДК 159.9.072 Психологические исследования, опыты, эксперименты, тесты, измерения
Ведение. В статье обсуждаются вопросы возникновения академической прокрастинации, распространенность которой в студенческой выборке зависит от курса обучения. Основой формирования прокрастинации у первокурсников выступает отсутствие внешнего контроля за посещением занятий и своевременным предоставлением выполненных работ по сравнению со школьным периодом обучения. Прокрастинация не является следствием низкой академической успеваемости, так как свойственна студентам с хорошими способностями к обучению и самокритикой. Для решения данной проблемы специалисты предлагают рассматривать академическую прокрастинацию с позиции как личностных качеств студента, так и условий его обучения, способствующих психическому здоровью и профессиональному развитию. Методы исследования. Изучение академической прокрастинации осуществлялось в рамках когнитивного подхода, предполагающего обнаружение механизмов возникновения прокрастинации в области личных оценок и представлений о себе и окружающих. Организация исследования предполагала сравнение причин прокрастинации сознательной и бессознательной сфер личности. Исследование проводилось среди студентов 1 и 2 курсов Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (НИЯУ МИФИ). Основным диагностическим инструментом послужил опросник «Степень выраженности прокрастинации». Помимо него использовались диагностические методики, отражающие замысел исследования в части решения поставленных задач: опросник «Степень выраженности прокрастинации», «Индекс жизненного стиля» и «Личностный опросник Айзенка»; методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере. Результаты. В рамках проведенного исследования показано, что тревожность выступает главным фактором возникновения академической прокрастинации. Доказано, что выявленные причины прокрастинации у студентов обусловлены мало осознаваемыми механизмами психологической защиты личности, такими как регресс, интеллектуализация и подавление. Обнаружено, что личные объяснения причин прокрастинации не соответствуют результатам объективных тестовых измерений.
прокрастинация, студенчество, перфекционизм, тревожность, мотивационная недостаточность, закономерности, механизмы и профилактика прокрастинации
1. Болотова, А. К. (2023). Феномен прокрастинации в различных видах профессиональной деятельности. В Приверженность вопросам психического здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции (Москва, 05–07 октября 2023 года, стр. 31–39). Москва: Российский университет дружбы народов.
2. Ветрова, О. А. (2022). Академическая прокрастинация в студенческой среде: социологический анализ. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент, 12 (1), 167–181. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12- 1-167-181
3. Денисенко, Ю. С. (2021). Механизмы прокрастинации в парадигме глубинной психологии. Психология и педагогика в Крыму: пути развития, 1, 45–52.
4. Злоказов, К. В. (2011). Исследование уровня успеваемости студентов в связи с особенностями деструктивности личности. Педагогическое образование в России, 1, 106–112.
5. Киселева, М. А. (2015). Теоретическое обоснование опросника «Степень выраженности прокрастинации» (СВП). Сборники конференций НИЦ Социосфера, 10, 23–27.
6. Ковылин, В. С. (2013). Теоретические основы изучения феномена прокрастинации. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, 2 (2), 22–41.
7. Кондрашихина, О. А. (2023). Взаимосвязь когнитивных искажений и прокрастинации у студентов в контексте современного образования. Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время – новые решения", 1, 370–374.
8. Кукла, А. (2023). Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь. Москва: Альпина Паблишер.
9. Куприянчук, Е. В. (2019). Особенности прокрастинации студенческой молодежи. Страховские чтения, 27, 197–203.
10. Микляева, А. В., Реброва, Д. С., Савинская, А. С. (2017). Академическая прокрастинация в студенческой среде: результаты эмпирического. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология, 19, 59–66.
11. Панкратова, А. М., Кузнецова М. Н. (2018). Прокрастинация в студенческой среде. Форум молодых ученых, 6-2 (22), 1069–1072.
12. Платонова, Е. С. (2025). Взаимосвязь волевой саморегуляции и прокрастинации студентов. В О. К. Ирисханова (отв. ред.), Collegium Linguisticum – 2025: тезисы докладов Ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ (Москва, 11–13 марта 2025 года, стр. 240). Москва: Московский государственный лингвистический университет.
13. Рызова, С. В. (2018). Особенности автоматических мыслей при прокрастинации у студентов гуманитарных вузов. Евразийский союз ученых, 2-3 (47), 48–50.
14. Сманов, Д. А. (2023). Когнитивные особенности и предикторы прокрастинации. Научный результат. Педагогика и психология образования, 9 (2), 97–109. https://doi.org/10.18413/ 2313-8971-2023-9-2-0-8
15. Соловьева, С. Д. (2024). Прокрастинация: что это такое и чем она отличается от лени. Юный ученый, 3 (77), 254–259.
16. Теплов, А. В. (2024). Исследование специфики рефлексивности студентов с разным уровнем академической прокрастинации. Ярославский психологический вестник, 2 (59), 78–82.
17. Фромм, Э. (2015). Анатомия человеческой деструктивности (пер. с нем. Э. М. Телятниковой). Москва: Издательство АСТ.
18. Шевченко, К. И. (2024). Половые различия прокрастинации и смысловых ориентаций у студентов гуманитарных направлений обучения. В Наука. Технологии. Инновации: сборник трудов XVII Всероссийской научной конференции молодых ученых (в 11-ти частях, часть 8, Новосибирск, 04–08 декабря 2023 года, стр. 158–161). Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет.
19. Щербаков, М. А. (1998). 7 путешествий в структуру сознания. Теория и практика развития личности. Москва: Институт развития личности.
20. Южакова, И. О., Басалаева, Н. В. (2019). Изучение прокрастинации в студенческой популяции. В Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: материалы VI-й Международной научно-практической конференции (Красноярск, 22–23 ноября 2019 года, стр. 504–510). Красноярск: Издательство «Версо».
21. Koppenborg, M., & Klingsieck, K. B. (2022). Social factors of procrastination: group work can reduce procrastination among students. Social Psychology of Education, 25 (1), 249–274. https://doi.org/10.1007/s11218-021-09682-3
22. Lay, C. H. (1986). At last, my research article on procrastination. Journal of Research in Personality, 20 (4), 474–495. https://doi.org/10.1016/0092-6566(86)90127-3
23. Medina Brakamonte, N. A., Kitaeva, E. M., Medina Brakamonte, D. D., & Chubun, I. Yu. (2024). Personal disposition to perfectionism and procrastination as a factor for motivation toward success: Adult students' case (In English). Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 14 (4), 731–742. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.410
24. Miao, M., Chen, Y., & Zhou, Zh. (2024). Procrastination in the Intention–Behaviour gap: Exercise pro¬crastination and the moderating role of emotion. Psychology of Sport and Exercise, 74, 102672. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2024.102672
25. Milgram, N. A., Batori, G., & Mowrer, D. (1993). Correlates of Academic Procrastination. Journal of School Psychology, 31 (4), 487–500. https://doi.org/10.1016/0022-4405(93)90033-F
26. Rahimi, S., Hall, N. C., & Sticca, F. (2023). Understanding academic procrastination: A Longitudinal analysis of procrastination and emotions in undergraduate and graduate students. Motivation and Emotion, 47 (4), 554–574. https://doi.org/10.1007/s11031-023-10010-9
27. Sujadi, E., & Sulistiyo, U. (2025). Smartphone Addiction, Religiosity, and Academic Procrastination among College Students: The Mediating Role of Self-esteem and Self-regulated Learning. Psychological Science and Education, 30 (1), 67–80. https://doi.org/10.17759/pse.2025300105



