Основные направления деятельности руководителя в органах внутренних дел по разрешению конфликтов в коллективе
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. В статье изучены и обобщены основные подходы к понятию «конфликт в коллективе», рассмотрены причины и общая характеристика межличностных конфликтов в подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, исследованы функции и классификации таких конфликтов. Определено, что деятельность руководителей подразделений органов внутренних дел требует не только высокого уровня профессиональной компетентности, но и готовности оказать помощь в решении разного рода межличностных и внутриличностных проблем. Работа руководителей по предотвращению и разрешению межличностных конфликтов имеет высокий уровень значимости и востребованности в связи с тем, что от профилактики и своевременной коррекции зависит успешность и результативность деятельности коллектива. Методы исследования. Анализ научных источников показывает значимость деятельности руководителя в предупреждении и преодолении конфликтов между сотрудниками, а также между руководством и сотрудниками. В статье проанализированы способы предотвращения, урегулирования и разрешения межличностных конфликтов. Результаты. Исследование стратегий поведения в конфликте позволило заключить, что в ситуации конфликта участники исследования ориентированы на использование конструктивных стратегий компромисса и сотрудничества. В ходе исследования агрессивности межличностных отношений определено, что для большинства участников исследования характерен средний и низкий уровень данного показателя, что позволяет предположить о недостаточном уровне проявления агрессии в открытом виде и проявления неблагоприятных конфликтных тенденций.

Ключевые слова:
конфликты, полиция, стратегии поведения, органы внутренних дел, роль руководителя, конфликтологическая компетентность, компромисс, сотрудничество, участники конфликта
Список литературы

1. Бессонова, Ю. В., Обознов, А. А., Петрович, Д. Л. (2018). Психологическое благополучие профессионала в организациях повышенного риска. В Человеческий фактор в сложных технических системах и средах (ЭРГО-2018): труды Третьей международной научно- практической конференции (Санкт-Петербург, 07 июля 2018 года, стр. 627–635). Тверь: Межрегиональная общественная организация "Эргономическая ассоциация".

2. Бессонова, Ю. В. (2020). Становление профессионального менталитета безопасности в организациях повышенного риска. В Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков: материалы X Всероссийской научной конференции (г. Сочи, 09–10 октября 2020 г., стр. 38–48). Москва: Издательство "Мир науки".

3. Бочкова, М. Н., Мешкова, Н. В. (2018). Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования. Современная зарубежная психология, 7 (2), 49–59. https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070205

4. Вахнина, В. В., Нуриев, Р. Р. (2023). Психологические особенности саморегуляции сотрудников органов внутренних дел с различными типами поведенческой активности. Академическая мысль, 1 (22), 20–26.

5. Иванова, А. М., Кодиркулов, А. С. (2024). Организационная культура и контрпродуктивное поведение сотрудников полиции. Человеческий капитал, 4 (184), 147–155. https://doi. org/10.25629/HC.2024.04.15

6. Изард, К. Э. (2016). Психология эмоций (пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаева). Санкт-Петербург: Издательство «Питер».

7. Лапшин, В. Е., Шаманин, Н. В. (2023). Профилактика профессиональных деструкций сотрудников федеральной службы исполнения наказаний как фактор успешности их профессиональной деятельности. Пенитенциарная наука, 17 (2 (62)), 203–211. https:// doi.org/10.46741/26869764.2023.62.2.010

8. Мешкова, Н. В., Ениколопов, С. Н., Кудрявцев, В. Т., Кравцов О. Г. и др. (2020). Возрастные и половые особенности личностных предикторов антисоциальной креативности. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 17 (1), 60–72. https://doi.org/10.17323/1813- 8918-2020-1-60-72

9. Парфенова, Е. Н., Авилова, Ж. Н., Ледовская, И. И. (2019). К вопросу о современных мотивационных рычагах воздействия на персонал организации. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 4 (77), 234–246.

10. Рыбников, В. Ю, Марьин, М. И. (2005). Копинг-поведение сотрудников МВД России и их индивидуальная устойчивость в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 3 (32), 54–58.

11. Ситников, В. Л. (2024). Об актуальности исследования социально-перцептивных образов сотрудников полиции. В Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции и технологии решения (Васильевские чтения – 2024): материалы международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 26–27 апреля 2024 года, стр. 692–697). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.

12. Brender-Ilan, Y., & Sheafer, Z. (2019). How do self-efcacy, narcissism and autonomy mediate the link between destructive leadership and counterproductive work behaviour. Asia Pac Manag Rev, 24 (3), 212–222. https://doi.org/10.1016/j.apmrv.2018.05.003

13. Dong, H. R., & Wang, S. H. (2023). Construction of Psychological Crisis Intervention Models for Po¬lice Officers During Major Public Emergencies. Journal of Chifeng University (Natural Science Edition), 39 (1), 51–55.

14. James, L., James, S., & Vila, B. (2018). The impact of work shift and fatigue on police officer response in simulated interactions with citizens. J Exp Criminol, 14, 111–120. https://doi.org/10.1007/ s11292-017-9294-2

15. Hubbeling, D., & Bertram, R. (2012). Crisis resolution teams in the UK and elsewhere. Journal of Men¬tal Health, 21 (3), 285–295. https://doi.org/10.3109/09638237.2011.637999

16. Kehr, H. M. (2004). Integrating implicit motives, explicit motives, and perceived abilities: The com¬pensatory model of work motivation and volition. Academy of Management Review, 29 (3), 479–499.

17. Sloman, S. A. (1996). The empirical case for two systems of reasoning. Psychological Bulletin, 119 (1), 3–22. https://doi.org/10.1037/0033-2909.119.1.3

18. Lee, S. B., Liu, S. H., & Maertz, C. (2022). The relative impact of employees’ discrete emotions on employees’ negative word-of-mouth (NWOM) and counterproductive workplace behav¬ior (CWB). The Journal of Product & Brand Management, 31 (7), 1018–1032. https://doi. org/10.1108/JPBM-07-2021-3555

19. Rengifo, M., & Laham, S. M. (2022). Big Five personality predictors of moral disengagement: A com¬prehensive aspect-level approach. Personality and Individual Differences, 184, 111176. https:// doi.org/10.1016/j.paid.2021.111176


Войти или Создать
* Забыли пароль?