Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 159.9 Психология
ГРНТИ 15.41 Социальная психология
ОКСО 37.03.01 Психология
ОКСО 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
ББК 88 Психология
ТБК 833 Социальная психология
BISAC PSY PSYCHOLOGY
BISAC PSY031000 Social Psychology
Введение. В представленной статье обоснована проблема дерационализации сознания современной молодежи, связанная с высоким спросом на товары, услуги и онлайн-обучение в области астрологии и эзотерики. Рассмотрены различные вызовы, стоящие перед государственной системой образования в Российской Федерации в связи с указанным явлением. Материалы и методы. Основным методом исследования в настоящей статье стал анализ статистических данных, опубликованных в открытом доступе в сети «Интернет», о рынке товаров и услуг эзотерического характера, а также данных о популярности онлайн-обучения, связанного с астрологией и эзотерикой. Методом исследования также выступил компаративный анализ научной литературы по различным аспектам проблемы рисков дерационализации сознания молодежи. Результаты исследования. Согласно открытым статистическим данным, запросы молодежи на онлайн-обучение по оккультным наукам (астрология, нумерология, регрессология, тарология и т. п.), а также спрос на эзотерические товары и услуги в последние четыре года демонстрируют активный рост, что свидетельствует о наметившейся тенденции дерационализации сознания молодежи. Природа этого феномена связана, как правило, с социально-экономическими и социально-политическими процессами. Анализ научной литературы позволил выделить причины ее возникновения, обусловленные в том числе противоречиями, сложившимися в духовной жизни общества. Кроме того, уделено внимание поиску способов формирования рационального и критического мышления в современном образовательном пространстве. Компаративный анализ различных теорий и концепций позволил выявить значительный потенциал энактивной концепции познания, достижений в области позитивной психологии, психологии и педагогики критического мышления. Обсуждение и заключение. Рассмотренные подходы к снижению рисков дерационализации сознания молодежи потенциально могут органично встроиться в архитектонику современного российского образовательного пространства. В то же время еще только предстоит выявить возможности снижения деструктивного эффекта от дерационализации сознания молодежи, используя научные достижения мультиотраслевого характера.
дерационализация сознания, когнитивистика, позитивная психология, энактивная концепция познания, рациональное мышление, критическое мышление, профилактика распространения оккультных идей
1. Абульханова, К. А., Славская, А. Н. (2019). Сознание личности как проблема. Часть I. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки, (4), 8–23. https://doi.org/10.18384/2310-7227-2019-4-8-23
2. Акопов, Г. В. (2022). Новое объяснение сознания: подход М. Грацианно. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 19 (1), 169–182. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-1-169-182
3. Аллахвердов, В. М. (2021, 30 марта). О поиске социальных и когнитивных оснований сознания. Психологическая газета. https://psy.su/feed/8931/?ysclid=m8obe5ru1b624056233
4. Ардашев, Р. Г. (2020). Иррациональное мышление: роль астропрогноза в жизни современных студентов. Alma mater: Вестник высшей школы, (6), 41–43. https://doi.org/10.20339/ AM.06-20.041
5. Асмолов, А. Г. (2002). По ту сторону сознания: Методологические проблемы неклассической психологии. Москва: Издательство «Смысл».
6. Белкин, А. И. (2020). Воздействие медиаинформации на сознание и поведение младших школьников в контексте проблематики судебно-психологической экспертизы. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, 20 (1), 56–62. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-56-62
7. Бонивелл, И. (2009). Ключи к благополучию: Что может позитивная психология (пер. с англ. М. Бабичевой). Москва: Издательство «Время».
8. Васильев, В. В. (2021). Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии. Издательская группа URSS.
9. Гальперин, П. Я. (1966). Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В Е. В. Шорохова (Ред.), Исследование мышления в советской психологии: сборник статей (стр. 132). Москва: Издательство «Наука».
10. Гогиберидзе, Г. М. (2023). Модернизация патриотического воспитания в современной школе на основе принципов позитивной психологии. Психология человека в образовании, 5 (3), 366–375. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-366-375
11. Гогиберидзе, Г. М. (2024). Особенности динамики ценностных ориентаций студентов в условиях образовательного пространства современного российского вуза. В Молодежь в современном мире: ценности и риски: материалы III научно-практической конференции (стр. 38–45). Москва: РУДН. https://www.rudn.ru/media/events/9d78af62-20a2-4a8a-b1f1-cd597f0b5a50
12. Грациано, М. (2021). Наука сознания: Современная теория субъективного опыта (пер. А. Петровой). Москва: Издательство «Альпина нон-фикшн».
13. Гришина, Е. А. (2019). Оккультные услуги в потребительском пространстве современного российского общества. Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», (4), 94–108. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-4-94-108
14. Гуссерль, Э. (2024). Логические исследования (Т. 2). Москва: Издательство «Академический проект».
15. Давыдов, В. В. (1996). Теория развивающего обучения. Российская академия образования, Психологический институт, Международная ассоциация "Развивающее обучение": монография. Москва: Издательство «Интор».
16. Дьюи, Д. (2021). Психология и педагогика мышления (пер. Н. М. Никольской). Москва: Издательство «Юрайт».
17. Ильенков, Э. В. (1964). Школа должна учить мыслить. Народное образование, 6–55.
18. Князева, Е. Н. (2014). Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии. Санкт-Петербург: Издательство «Университетская книга».
19. Коновалов, И. А. (2023). Социально-перцептивные и поведенческие аспекты асоциальности подростков в контексте проблем молодежной политики: дис. … канд. психол. наук. Санкт-Петербург. https://go.spbu.ru/22a101101
20. Корешникова, Ю. Н. (2021). Организационные и педагогические условия развития критического мышления у студентов вузов: дис. … канд. пед. наук. Москва. https://www.hse.ru/sci/diss/484151933
21. Корешникова, Ю. Н., Фрумин, И. Д., Пащенко, Т. В. (2020). Барьеры для создания педагогических условий развития критического мышления в российских вузах. Педагогика, 84 (9), 45–53.
22. Корниенко, А. Ф. (2010). Деятельность как сознательная форма поведения человека. Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2 (20), 304–308.
23. Мамардашвили, М. К. (2014). Сознание и цивилизация. Санкт-Петербург: Издательство «Лениздат».
24. Маркузе, Г. (2003). Одномерный человек (пер. с англ. А. А. Юдина). Москва: АСТ: Ермак.
25. Мкртчян, Н. С. (2024). Теория сознания в работе Роберта Нозика «Инварианты». Вестник Московского университета. Серия 7: Философия, 48 (1), 41–57. https://doi.org/10.55959/ MSU0201-7385-7-2024-1-41-57
26. Момджян, К. Х. (2025). Сознание как ключевой компонент родовой человеческой сущности. Вестник Московского университета. Серия 7: Философия, 49 (1), 73–93.
27. Мудрик, А. В. (2016). Социально-педагогические проблемы социализации. Москва: Московский педагогический государственный университет.
28. Пащенко, Т. В. (2024). Использование проблемно-ориентированного обучения для развития критического мышления взрослых: дис. … канд. пед. наук. Москва. https://www.hse.ru/sci/diss/7531285
29. Поляков, А. М. (2022). Развитие сознания в контексте проблемы знакового и символического опосредствования. Культурно-историческая психология, 18 (2), 4–12. https://doi.org/10.17759/chp.2022180201
30. Реан, А. А., Коновалов, И. А., Новикова, М. А., Молчанова, Д. В. (2021). Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: Анализ мирового опыта: монография. Санкт-Петербург: Издательско-полиграфическая компания «КОСТА».
31. Реан, А. А., Ставцев, А. А., Кузьмин, Р. Г. (2023). Позитивная психология и педагогика. Москва: Московский педагогический государственный университет.
32. Фомин, А. П. (2009). Педагогическое сознание в условиях виртуализации социальной реальности: дис. … доктора филос. наук. Санкт-Петербург. https://search.rsl.ru/ru/record/01003464895
33. Чиксентмихайи, М. (2013). Эволюция личности (пер. Е. Алексеева). Москва: Издательство «Альпина нон-фикшн».
34. Andersson, I., Persson, J., & Kajonius, P. (2022). Even the stars think that I am superior: Personality, intelligence and belief in astrology. Personality and Individual Differences, 187, 111389. https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.111389
35. Arifin, Z., Perdana, R., Rahayu, W., & Suryadi, D. (2025). The effect of inquiry-based learning on students’ critical thinking skills in science education: A systematic review and meta-analysis. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 21 (3), em2592. https://doi.org/10.29333/ejmste/15988
36. Baylin, J. (2013). Behavioral epigenetics and attachment: The new science of trust and mistrust. The Neuropsychotherapist, 1, 68–79. https://doi.org/10.12744/tnpt(3)068-079
37. Brabeck, M. M. (1983). Critical thinking skills and reflective judgment development: Redefining the aims of higher education. Journal of Applied Developmental Psychology, 4 (1), 23–34. https://doi.org/10.1016/0193-3973(83)90056-4
38. Dessingué, A., & Wagner, D. A. (2024). Promoting dialogical critical thinking in education: Examining teachers’ practices and conceptualizations in the Norwegian school context. Journal of Curri-culum Studies, 57 (2), 184–202. https://doi.org/10.1080/00220272.2024.2334937
39. Dewey, J. (1910). How we think . D. C. Heath. https://doi.org/10.1037/10903-000
40. Ghosh, R., Chan, W. Y. A., Manuel, A., & Dilimulati, M. (2016). Can education counter violent religious extremism? Canadian Foreign Policy Journal, 23 (2), 117–133. https://doi.org/10.1080/11926422.2016.1165713
41. Hutto, D. D. (2012). Radicalizing enactivism: Basic minds without Content. MIT Press.
42. Kastrup, B. (2019). The idea of the world: A multi-disciplinary argument for the mental nature of reality . Iff Books.
43. Mattsson, C., & Säljö, R. (2017). Violent extremism, national security and prevention: Institutional discourses and their implications for schooling. British Journal of Educational Studies, 66 (1), 109–125. https://doi.org/10.1080/00071005.2017.1337870
44. Noë, A. (2002). Is the visual world a grand illusion? Journal of Consciousness Studies, 9 (5–6), 1–12. https://philpapers.org/rec/NOITV
45. Rockmore, T. (2022). Lektorsky on dialectical materialism and enactivism. Philosophy of Science and Technology / Filosofiya Nauki i Tekhniki, 27 (2), 46–57. https://doi.org/10.21146/0235-7234-2022-27-2-46-57
46. Seligman, M. E. P., & Csikszentmihalyi, M. (2000). Positive psychology: An introduction. American Psychologist, 55 (1), 5–14. https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.1.5
47. Siegel, H. (1980). Critical thinking as an educational ideal. The Educational Forum, 45 (1), 7–23. https://doi.org/10.1080/00131728009336046
48. Simard, S. W. (2018). Mycorrhizal networks facilitate tree communication, learning, and memory. In F. Baluška, M. Gagliano, & G. Witzany (Eds.), Memory and learning in plants (pp. 135–161). Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-319-75596-0_10
49. Tedla, Y. G., & Chen, H. L. (2024). The impacts of computer-supported collaborative learning on students’ critical thinking: A meta-analysis. Education and Information Technologies, 30, 1487–1516. https://doi.org/10.1007/s10639-024-12857-y
50. Thompson, E. (2010). Mind in life: Biology, phenomenology, and the sciences of mind. Harvard University Press. https://philpapers.org/rec/THOMIL
51. Walter, Y. (2024). Embracing the future of Artificial Intelligence in the classroom: The relevance of AI literacy, prompt engineering, and critical thinking in modern education. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 21 (1), 15. https://doi.org/10.1186/s41239-024-00448-3
52. Varela, F. J. (1996). Neurophenomenology: A methodological remedy for the hard problem. Journal of Consciousness Studies, 3 (4), 330–349. https://philpapers.org/rec/VARNAM