сотрудник
Санкт-Петербургский университет МВД России
Россия
Россия
УДК 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Введение. В статье обсуждается процесс обоснования и выбора методологических и теоретических подходов к исследованию проблем подготовки сотрудников подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел (далее – ОВД), ответственных за информационно-пропагандистскую работу (далее – ИПР). Показывается необходимость подготовки и переподготовки сотрудников по ИПР в ОВД. Рассматриваются четыре уровня методологии в научных исследованиях. Основное внимание уделяется обоснованию выбора и содержательному раскрытию методологических оснований, определяющих теоретические и методические подходы к подготовке сотрудников по ИПР для ОВД. Методы исследования. Анализ методологии в психолого-педагогических исследованиях; рассмотрение нормативных требований к работе сотрудников по ИПР; анализ понятий и видов деятельности в информационно-пропагандистской работе с сотрудниками ОВД; теоретические и методические выводы. Результаты. На основе анализа возможных методологических подходов в сопоставлении с задачами информационно-пропагандистской работы с сотрудниками ОВД доказываются преимущества и продуктивность личностно-развивающего, субъектно-деятельностного и герменевтического подходов к подготовке и переподготовке кадров в заявленной сфере. Анализируется влияние этих подходов на теоретические основы исследования, а также на организацию и содержание опытно-экспериментальной работы по теме подготовки, повышения квалификации и спецкурса сотрудников по ИПР для ОВД в образовательных организациях высшего образования в системе МВД России.
информационно-пропагандистская работа в органах внутренних дел, подготовка сотрудников по ИПР для ОВД, методология исследования подготовки и переподготовки кадров, процесс выбора методологии исследования
1. Миронкина О. Н., Гейжан Н. Ф. Интенсификация обучения сотрудников кадровых подразделений территориальных органов МВД России в системе повышения квалификации : монография. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2023. 192 с.
2. Кравцун И. А. О необходимости повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих информационно-пропагандистскую работу // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2024. № 3 (105). С. 204–214.
3. Бережнова Е. В., Скударева Г. Н. Методология педагогики в структуре новых стандартов и образовательных программ (бакалавриат, магистратура) // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10, № 4 (40). С. 7–13.
4. Харламов И. В., Буткевич А. С. Системный подход: синергия процессного и проектного подходов // Инновации и инвестиции. 2023. № 7. С. 68–71.
5. Толочек В. А. Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Т. 9, вып. 2. С. 123–137. https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.202
6. Лымарев В. Н., Уварина Н. В. Применение аксиологического подхода к проблеме формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 3 (35). С. 72–81.
7. Брушлинский А. В. Психология субъекта / отв. ред. В. В. Знаков. Санкт-Петербург : Алетейя, 2003. 268 с.
8. Павлова Н. С. Исследование субъектных и личностных характеристик в русле системно-субъектного подхода // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Т. 13, вып. 4. С. 462–474. https://doi.org/10.21638 /spbu16.2023.402
9. Волкова Е. Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру // Мир психологии. 2005. № 3 (43). С. 33–40.
10. Минюрова С. А., Скотникова А. М. Субъектно-деятельностный подход как методологическая основа изучения исследовательской компетентности субъекта // Приложение к журналу «Образование и наука». 2007. № 2 (6). С. 65–73.
11. Аксенова Г. И. Субъектно-деятельностный подход к профессиональному образованию курсантов // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 26–33.
12. Зеер Э. Ф. Основные смыслообразующие положения личностно-развивающего образования // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С. 3–8.
13. Литвин Д. В. Личностно-развивающий подход в непрерывном образовании в контексте средовой парадигмы // Педагогика и психология: академический журнал. 2023. № 3 (3). С. 8–16.
14. Асадуллин Р. М., Фролов О. В. Личностно-развивающий подход к профессиональной педагогической подготовке будущего учителя в вузовском образовательном процессе // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 6. С. 92–103. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-6-92-103
15. Зверева Я. В. Реализация модели герменевтического круга в интерпретации текстов // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 17 (155). C. 38–41.
16. Бусыгина Н. П. Феноменологический и герменевтический подходы в качественных психологических исследованиях // Культурно-историческая психология. 2009. Т. 5, № 1. С. 57–65.
17. Закирова А. Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики и варианты ее реализации в научно-образовательной практике // Образование и наука. 2012. № 6 (95). С. 19–42. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-19-42
18. Беляева Л. А. Разработка педагогической герменевтики как теории и практики понимающей педагогики // Педагогическое образование. 2008. № 3. С. 4–11.



