ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЗ ВОССОЕДИНЕННЫХ РЕГИОНОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Исследование проблемы формирования гражданско-патриотической позиции курсантов, прибывших на обучение из воссоединенных регионов в образовательные организации МВД России, характеризуется в настоящей статье как актуальное и своевременное. Отмечено, что повышение эффективности образовательного процесса, направленного на профессиональное становление будущих сотрудников правоохранительных органов, следует реализовывать за счет активного формирования высоких моральных принципов и этических норм поведения, что позволит не только сформировать устойчивую гражданско-патриотическую позицию, но и воспитать высоконравственных и компетентных специалистов. Цель исследования: определить аспекты индивидуальной гражданско-патриотической позиции курсантов вузов МВД России из воссоединенных регионов и выявить перспективные пути ее совершенствования. Методы исследования включали абстрагирование и конкретизацию, логические обобщения; теоретический и системно-структурный анализ; изучение и обобщение информации, содержащейся в научных источниках, анкетный опрос. Результаты. Результаты анкетного опроса курсантов из воссоединенных регионов, проходящих обучение в образовательных организациях системы МВД России, выявили ряд существенных недочетов, связанных с их привлечением к мероприятиям патриотической направленности. Отмечено, что социальная активность данной категории курсантов регистрируется как низкая. Большинство опрошенных не ощущают личной ответственности за ситуацию в стране. Не в полном объеме прослеживается заинтересованность преподавателей в организации и проведении систематических мероприятий по формированию ценностно-нравственного облика сотрудника органов внутренних дел как гражданина и патриота. Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой научно-методического обеспечения процесса формирования гражданско-патриотической позиции курсантов из воссоединенных регионов и включением соответствующего учебного материала в содержание образования.

Ключевые слова:
обучающиеся, образовательные организации системы МВД России, гражданско-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическая позиция
Список литературы

1. Денисова А. Ю. Готовность к профессии «Полицейский» как результат успешной практической деятельности будущих специалистов ОВД // Педагогическое образование в России. 2024. № 3. С. 250–260.

2. Пацора И. В. Педагогические условия эффективности модели гражданского воспитания студентов // Университетские чтения – 2010 : Материалы научно-методических чтений ПГЛУ, г. Пятигорск, 14–15 января 2010 г. / отв. ред. Заврумов З. А. Пятигорск : Пятигорский государственный лингвистический университет, 2010. Т. 3. С. 112–119.

3. Мирошина Т. А. Формирование гражданской позиции студентов вуза на современном этапе развития общества // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022. Т 19, № 3. С. 115–128. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.3.8

4. Гладченкова С. В. О модели формирования гражданской позиции будущих юристов в вузе // Письма в Эмиссия. Оффлайн : [электронный журнал]. 2008. № 9. С. 1272. URL: http://www.emissia.org/offline/2008/1272.htm.

5. Лесняк В. И. Патриотизм как ценность гражданского общества // Вестник Югорского государственного университета. 2006. № 2 (3). С. 80–86.

6. Микрюков В. Ю. Теоретико-методологические и практические основы военно-патриотического образования российских учащихся в современных условиях // Инновации в образовании. 2006. № 6. С. 146–157.

7. Плохов С. Н. Личностная позиция как интегральная характеристика студента в современном образовательном процессе // Самообразование человека; инновации в образовательном пространстве : материалы международной научно-практической конференции : [в 2 ч.] / редкол. : К. Я. Вазина, Ян Уве Вульф [и др.]. Нижний Новгород : Издательство ВГИПУ, 2007. Ч. 2. С. 307–326.

8. Гладченкова С. В. Формирование гражданского самосознания юриста в вузе // Научные исследования в образовании. 2007. № 4. С. 64–68.

9. Перепеча H. H. Условия формирования у студентов гражданской позиции // Вестник университета. 2010. № 17. С. 86–87.

10. Ситников А. А. Условия формирования гражданской позиции будущих юристов в современном вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2012. № 3. С. 86–91.

11. Гаврилова H. A. Педагогические условия становления гражданской позиции студентов университета // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 6-1. С. 111–116.

12. Иванова С. Ю. Проблема формирования патриотизма как наиболее значимой социальной ценности // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2003. № 3. С. 22–31.

13. Слукин С. В., Маяков Н. Н. Социально-историческая определенность патриотического самосознания // Правоохранительные органы: теория и практика. 2005. № 1. С. 77–81.

14. Пионтковский В. В. Патриотическое воспитание учащейся молодёжи в условиях регионального образования // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. 2006. № 1 (41). С. 96–98.

15. Снопко Н. М. Психологические механизмы личности как основа психолого-педагогического процесса патриотического воспитания // Профессиональное образование. 2007. № 2. С. 108–111.

16. Лесняк В. И., Орлов В. Б. Патриотизм как ценность гражданского общества // Вестник Югорского государственного университета. 2006. № 2 (3). С. 80–86.

17. Мазур М. А. Формирование патриотической культуры сотрудников органов внутренних дел // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4 (41). С. 276–280.

18. Ходякова Н. В., Базулина А. А., Дорошенко О. М. Теория и практика проектирования процесса патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России // Педагогика и психология: академический журнал. 2023. № 3 (3). С. 47–52.

Войти или Создать
* Забыли пароль?