Психолого-правовой анализ различных видов педагогической агрессии учителей в отношении обучающихся
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. В статье представлены результаты исследования и психолого-правового анализа различных видов педагогической агрессии в отношении учащихся школ. Актуальность исследования обусловлена участившимися случаями конфликтных ситуаций в образовательных организациях между субъектами образовательных отношений. При этом психологические теории агрессии предлагают различные объяснения данным формам поведения, но не в аспекте образовательных отношений и без системного правового анализа. Методы. Общенаучными методами исследования проведен теоретический анализ концепций и подходов к объяснению агрессии как формы поведения, описаны различные виды педагогической агрессии учителей в отношении обучающихся с психолого-правовой точки зрения. Эмпирические методы: анкетирование с последующим анализом (критерий Х²) частот встречаемости эмпирических значений активной и пассивной агрессии педагогов в отношении учеников. Выборка исследования: N = 100 (из них 35 мужчин, 65 женщин; школьников – 62 %, взрослых 28 %, студентов 10 %). Результаты. В результате исследования определено, что 82 % респондентов переживали опыт различных видов педагогической агрессии в свой адрес в период обучения в школе. Рейтинг распространенности агрессивных проявлений педагогов возглавляют признаки активной агрессии, хотя пассивная в целом преобладает. Универсальные признаки педагогической агрессии: демонстрация обиды и раздражения, негативизм, нетерпимость и презрение со стороны учителя в отношении обучающегося. Школьники и студенты значительно чаще взрослых упоминают о таком поведении со стороны учителей, как игнорирование, отказ в разговоре и в поддержке, повышенный тон, хлопанье дверью, бросание предметов, дергание за руку. Специфическими являются (только по мнению студентов) такие проявления агрессии в поведении учителей в школе как пристрастное отношение у обучающимся со стороны педагогов, их враждебный тон и угрожающее содержание высказываний. Анализ полученных результатов показал, что наиболее частые проявления агрессии учителей в отношении обучающихся психологически могут быть объяснены предшествующим переживанием педагогами стресса, фрустрации, приятием агрессии как привычной и/или легитимной формы реагирования. При этом установлено, что подавляющее большинство проявлений педагогической агрессии с правовой точки зрения чаще всего не влекут за собой состава правонарушения, хотя и демонстрируют негативное отношение учителей к обучающимся.

Ключевые слова:
затрудненное взаимодействие, педагогическая агрессия, правовая оценка, моральный вред, физический вред, возмещение вреда, судебная защита прав
Список литературы

1. Долидович О. М., Машанов А. А., Гончаревич Н. А., Шарашкина А. А. Педагогическая агрессия: современные подходы к изучению и профилактике // Научный диалог. 2017. № 10. С. 311–323; https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-10-311-323.

2. Сироткин С. Ф. Не является ли агрессия реакцией на первичную недостаточность себя? / Almamater: юбилейный сборник научных статей по педагогике и психологии/ сост. С. Л. Копотев, С. Ф. Сироткин, В. С. Черепанов. Ижевск : Издательство Удмуртского государственного университета, 1995. С. 176–189.

3. Реан А. А., Егорова А. В. Проявление подростковой агрессии в отношении учителя: распространенность, факторы, последствия, профилактика // Национальный психологический журнал. 2021. № 2 (42). С. 98–108; https://doi.org/10.11621/npj.2021.0209.

4. Психология девиантности. Дети. Общество. Закон : монография / Адамчук Д. В. [и др.] ; под ред. А. А. Реана. Москва : Юнити-Дана, 2016. 479 с.

5. Тарасова Л. Е. Агрессия педагога как фактор психологического риска в образовательной среде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2011. № 2. С. 41–47.

6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль : Секреты причин насилия, мотивов убийств, гнева, враждебности, ненависти, разрушения, предрасположенности личности к насилию : [пер. с англ.]. Москва : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. 512 с.

7. Ениколопов С. Н., Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Агрессия в обыденной жизни. Москва : Политическая энциклопедия, 2014. 494 с.

8. Ениколопов С. Н. Актуальные проблемы исследования агрессивного поведения // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 37–47.

9. Кобякова Г. Н. Речевая агрессия учителя в современной школе // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2012. № 2. С. 24–28.

10. Сироткин С. Ф. Заметки по метапсихологии агрессивности. Ижевск : Издательский дом «Эрго», 2014. 292 с.

11. Лоренц К. З. Агрессия: (Так называемое «зло») / пер. с нем. Г. Ф. Швейника. Москва : Прогресс, 1994. 269 с.

12. Freud S., Rieff Ph. (eds.). Collected papers. New York : Collier Books, 1963.

13. Dollard J., Doob L. W., Miller N. E., Mowrer O. H., Sears R. R. Frustration and aggression. London : H. Milford, 1939. 201 p.

14. Bandura A. Psychological mechanisms of aggression // R. G. Geen and E. I. Donnerstein (eds.). Aggression: Theoretical and empirical reviews. New York : Academic Press, 1983. Vol. 1. P. 1–40.

15. Bandura A. Aggression: Social learning analysis. Englewood Cliffs, New York : Prentice-Hall, 1973.

16. Berkowitz L. Frustration–aggression hypothesis. Examination and reformulation // Psychological Bulletin. 1989. Vol. 106 (1). P. 59–63; https://doi.org/10.1037/0033-2909.106.1.59.

17. Berkowitz L. On the formation and regulation of anger and aggression //American Psychologist. 1990. Vol. 45. P. 494–503.

18. Berkowitz L. Aggression: Its causes, consequences, and control. New York : McGraw-Hill, 1993. 462 p.

19. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / предисл. Е. А. Климова. Москва : Педагогика, 1986. 254 с.

20. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / пер. с англ.: Т. Гудкова [и др.] ; науч. ред. пер. на рус. яз.: Д. А. Леонтьев, Б. М. Величковский. 2-е изд. Санкт-Петербург : Питер, 2003. 860 с.

21. Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. Москва: Логос, 2001. 136 с.

22. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 5. С. 3–18.

Войти или Создать
* Забыли пароль?