сотрудник с 01.01.2001 по настоящее время
Сочи, Краснодарский край, Россия
Россия
Краснодарский край, Россия
УДК 159.9 Психология
Введение. В статье представлены результаты исследования и психолого-правового анализа различных видов педагогической агрессии в отношении учащихся школ. Актуальность исследования обусловлена участившимися случаями конфликтных ситуаций в образовательных организациях между субъектами образовательных отношений. При этом психологические теории агрессии предлагают различные объяснения данным формам поведения, но не в аспекте образовательных отношений и без системного правового анализа. Методы. Общенаучными методами исследования проведен теоретический анализ концепций и подходов к объяснению агрессии как формы поведения, описаны различные виды педагогической агрессии учителей в отношении обучающихся с психолого-правовой точки зрения. Эмпирические методы: анкетирование с последующим анализом (критерий Х²) частот встречаемости эмпирических значений активной и пассивной агрессии педагогов в отношении учеников. Выборка исследования: N = 100 (из них 35 мужчин, 65 женщин; школьников – 62 %, взрослых 28 %, студентов 10 %). Результаты. В результате исследования определено, что 82 % респондентов переживали опыт различных видов педагогической агрессии в свой адрес в период обучения в школе. Рейтинг распространенности агрессивных проявлений педагогов возглавляют признаки активной агрессии, хотя пассивная в целом преобладает. Универсальные признаки педагогической агрессии: демонстрация обиды и раздражения, негативизм, нетерпимость и презрение со стороны учителя в отношении обучающегося. Школьники и студенты значительно чаще взрослых упоминают о таком поведении со стороны учителей, как игнорирование, отказ в разговоре и в поддержке, повышенный тон, хлопанье дверью, бросание предметов, дергание за руку. Специфическими являются (только по мнению студентов) такие проявления агрессии в поведении учителей в школе как пристрастное отношение у обучающимся со стороны педагогов, их враждебный тон и угрожающее содержание высказываний. Анализ полученных результатов показал, что наиболее частые проявления агрессии учителей в отношении обучающихся психологически могут быть объяснены предшествующим переживанием педагогами стресса, фрустрации, приятием агрессии как привычной и/или легитимной формы реагирования. При этом установлено, что подавляющее большинство проявлений педагогической агрессии с правовой точки зрения чаще всего не влекут за собой состава правонарушения, хотя и демонстрируют негативное отношение учителей к обучающимся.
затрудненное взаимодействие, педагогическая агрессия, правовая оценка, моральный вред, физический вред, возмещение вреда, судебная защита прав
1. Долидович О. М., Машанов А. А., Гончаревич Н. А., Шарашкина А. А. Педагогическая агрессия: современные подходы к изучению и профилактике // Научный диалог. 2017. № 10. С. 311–323; https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-10-311-323.
2. Сироткин С. Ф. Не является ли агрессия реакцией на первичную недостаточность себя? / Almamater: юбилейный сборник научных статей по педагогике и психологии/ сост. С. Л. Копотев, С. Ф. Сироткин, В. С. Черепанов. Ижевск : Издательство Удмуртского государственного университета, 1995. С. 176–189.
3. Реан А. А., Егорова А. В. Проявление подростковой агрессии в отношении учителя: распространенность, факторы, последствия, профилактика // Национальный психологический журнал. 2021. № 2 (42). С. 98–108; https://doi.org/10.11621/npj.2021.0209.
4. Психология девиантности. Дети. Общество. Закон : монография / Адамчук Д. В. [и др.] ; под ред. А. А. Реана. Москва : Юнити-Дана, 2016. 479 с.
5. Тарасова Л. Е. Агрессия педагога как фактор психологического риска в образовательной среде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2011. № 2. С. 41–47.
6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль : Секреты причин насилия, мотивов убийств, гнева, враждебности, ненависти, разрушения, предрасположенности личности к насилию : [пер. с англ.]. Москва : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. 512 с.
7. Ениколопов С. Н., Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Агрессия в обыденной жизни. Москва : Политическая энциклопедия, 2014. 494 с.
8. Ениколопов С. Н. Актуальные проблемы исследования агрессивного поведения // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 37–47.
9. Кобякова Г. Н. Речевая агрессия учителя в современной школе // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2012. № 2. С. 24–28.
10. Сироткин С. Ф. Заметки по метапсихологии агрессивности. Ижевск : Издательский дом «Эрго», 2014. 292 с.
11. Лоренц К. З. Агрессия: (Так называемое «зло») / пер. с нем. Г. Ф. Швейника. Москва : Прогресс, 1994. 269 с.
12. Freud S., Rieff Ph. (eds.). Collected papers. New York : Collier Books, 1963.
13. Dollard J., Doob L. W., Miller N. E., Mowrer O. H., Sears R. R. Frustration and aggression. London : H. Milford, 1939. 201 p.
14. Bandura A. Psychological mechanisms of aggression // R. G. Geen and E. I. Donnerstein (eds.). Aggression: Theoretical and empirical reviews. New York : Academic Press, 1983. Vol. 1. P. 1–40.
15. Bandura A. Aggression: Social learning analysis. Englewood Cliffs, New York : Prentice-Hall, 1973.
16. Berkowitz L. Frustration–aggression hypothesis. Examination and reformulation // Psychological Bulletin. 1989. Vol. 106 (1). P. 59–63; https://doi.org/10.1037/0033-2909.106.1.59.
17. Berkowitz L. On the formation and regulation of anger and aggression //American Psychologist. 1990. Vol. 45. P. 494–503.
18. Berkowitz L. Aggression: Its causes, consequences, and control. New York : McGraw-Hill, 1993. 462 p.
19. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / предисл. Е. А. Климова. Москва : Педагогика, 1986. 254 с.
20. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / пер. с англ.: Т. Гудкова [и др.] ; науч. ред. пер. на рус. яз.: Д. А. Леонтьев, Б. М. Величковский. 2-е изд. Санкт-Петербург : Питер, 2003. 860 с.
21. Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. Москва: Логос, 2001. 136 с.
22. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 5. С. 3–18.