Особенности профессионального портрета начинающего преподавателя современной российской образовательной организации высшего образования
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Актуальность темы исследования обусловлена трансформацией системы высшего образования в России, связанной с переходом к компетентностной модели и необходимостью адаптации к вызовам цифровой экономики. Молодые преподаватели образовательных организаций высшего образования (далее – ООВО) сталкиваются с необходимостью освоения новых педагогических технологий, информационно-коммуникационных средств в процессе адаптации к условиям работы. В связи с этим формирование адекватного профессионального портрета начинающего преподавателя с учетом специфики современной российской высшей школы приобретает особую значимость для разработки эффективной системы сопровождения педагогической деятельности. Цель исследования состоит в выявлении ключевых особенностей профессионального портрета начинающего преподавателя современной российской ООВО. Задачи исследования включают: анализ теоретических подходов к построению профессионального портрета преподавателя ООВО; выявление специфических требований к профессиональным компетенциям начинающего преподавателя в контексте модернизации высшего образования; разработку обобщенного профессионального портрета начинающего преподавателя. Научная проблема исследования заключается в необходимости систематизации специфических характеристик, определяющих профессиональную идентичность и компетентность начинающего преподавателя ООВО. Методы. Методология исследования включает в себя группу общенаучных методов (анализ, синтез, обобщение, формально-логический метод), а также ряд специальных методов: историографический анализ научной литературы по теме исследования, невключенное педагогическое наблюдение, метод описательного анализа. Результаты. Профессиональный портрет начинающего преподавателя характеризуется, с одной стороны, высоким уровнем предметной компетентности и научной квалификации, с другой, недостаточным опытом практической педагогической деятельности и первоначально низкой степенью адаптации к организационным требованиям конкретной ООВО. Формирование профессионального портрета осложняется разрывом между теоретической подготовкой в аспирантуре и реальными условиями преподавания, а также недостаточной методической поддержкой со стороны опытных коллег и администрации образовательных организаций, что обусловливает необходимость разработки эффективной системы профессионального сопровождения начинающих преподавателей ООВО.

Ключевые слова:
педагогика высшей школы, начинающие преподаватели, российское образование, профессиональный портрет, профессиональные компетенции преподавателя, сопровождение профессиональной деятельности
Список литературы

1. Жданова С. Ю., Пузырева Л. О. Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы / Методы и технологии обучения в вузе в условиях цифровой трансформации образования : сборник статей по материалам Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции, г. Пермь, 18–19 мая 2023 г. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023. С. 225–231.

2. Nguyen T., Cao Ph. T. L., Dang L. Th. N., Huynh H. H. Mindfulness Interventions into University Teachers' Well-Being and Professional Development: An Empirical Analysis // Harnessing Happiness and Wisdom for Organizational Well-Being. 2024. P. 409–426. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-8457-2.ch015

3. Баландина О. В., Вешкурова А. Б., Филимонова И. В., Шапиро С. А. Формирование новых профессиональных и личностных компетенций преподавателей высшей школы в условиях цифровизации экономики // Труд и социальные отношения. 2020. Т. 31, № 3. С. 93–113. https://doi.org/10.20410/2073-78152020-31-3-93-113

4. Виноградова Н. И. Акмеолого–методологические проблемы становления профессионализма преподавателя высшей школы / Н.И. Виноградова // Гуманитарный вектор. 2008. № 3. С. 87–92.

5. Гнатышина Е. А. Построение модели профессиональной компетентности будущего педагога // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 3. С. 30–31.

6. Павлова С. А., Деева Н. А. Ведущие профессиональные компетенции преподавателя высшей школы и их ключевые индикаторы // Гуманизация образования. 2022. № 1. С. 58–70. https://doi.org/10.24411/1029-3388-2020-10216

7. Кавешникова Л. А. Мотивация преподавателей как основа качества высшего образования // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 2. С. 78–81.

8. Калмыков В. Е., Малоземов А. В. Повышение профессионально-педагогических компетенций преподавателей высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 88–91.

9. Кокоева Р. Т., Хетагов В. К. Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 13–21.

10. Ларионова М. А. Особенности развития профессионализма преподавателя вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 2. С. 63–65.

11. Латухина А. Л., Маринина Ю. А. Профессиональный портрет преподавателя русского языка как иностранного: компетентностный подход // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 4. С. 4. https://doi.org/10.26795/2307-1281- 2020-8-4-4

12. Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога // Образование и науки. 2017. Т. 19, № 4. С. 9–38. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-9-38

13. Москаленко О. В. Высшее образование как одно из важнейших гуманитарных оснований социального прогресса современной России / Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность : сборник статей Международной научно-практической конференции, г. Москва, 25–27 апреля 2016 г. Москва : Московский государственный университет дизайна и технологии, 2016. Ч. 8. С. 31–36.

14. Yi Zhang, Thada S. Continuous Professional Teacher Development Model in Yunnan Provincial Universities // Journal of Management World. 2025. Vol. 1. P. 567–572.

15. Zhong G, Nagappan R. Role Orientation and Functioning of Artificial Intelligence in the Professional Development of University Teachers // International Journal of Education and Humanities. 2024. Vol. 16. No. 2. P. 300–304. https://doi. org/10.54097/9f2fv691

16. Wu N., Liu Y. Professional Development of Chinese University-Based Teacher Educators Working as Guide Professors in the Reciprocal Learning Program // Xu, S., Liu, Y., Zhang, Z., Connelly, M., Chi, C. (eds.) West-East Reciprocal Learning in Teacher Education. Intercultural Reciprocal Learning in Chinese and Western Education. Palgrave Macmillan, Cham. 2024. P. 221–239. https://doi.org/10.1007/978-3-031-69714-2_10

17. Ngibe N. C. Ph., Ntshuntshe Z. Experiences of online teaching in South African university: Towards teacher professional development // International Journal of Research in Business and Social Science. 2024. Vol. 13. No. 8. P. 203–211. https://doi. org/10.20525/ijrbs.v13i8.3669

Войти или Создать
* Забыли пароль?