Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 378.046.4 Курсы повышения квалификации дипломированных специалистов
Введение. Актуальность темы исследования обусловлена трансформацией системы высшего образования в России, связанной с переходом к компетентностной модели и необходимостью адаптации к вызовам цифровой экономики. Молодые преподаватели образовательных организаций высшего образования (далее – ООВО) сталкиваются с необходимостью освоения новых педагогических технологий, информационно-коммуникационных средств в процессе адаптации к условиям работы. В связи с этим формирование адекватного профессионального портрета начинающего преподавателя с учетом специфики современной российской высшей школы приобретает особую значимость для разработки эффективной системы сопровождения педагогической деятельности. Цель исследования состоит в выявлении ключевых особенностей профессионального портрета начинающего преподавателя современной российской ООВО. Задачи исследования включают: анализ теоретических подходов к построению профессионального портрета преподавателя ООВО; выявление специфических требований к профессиональным компетенциям начинающего преподавателя в контексте модернизации высшего образования; разработку обобщенного профессионального портрета начинающего преподавателя. Научная проблема исследования заключается в необходимости систематизации специфических характеристик, определяющих профессиональную идентичность и компетентность начинающего преподавателя ООВО. Методы. Методология исследования включает в себя группу общенаучных методов (анализ, синтез, обобщение, формально-логический метод), а также ряд специальных методов: историографический анализ научной литературы по теме исследования, невключенное педагогическое наблюдение, метод описательного анализа. Результаты. Профессиональный портрет начинающего преподавателя характеризуется, с одной стороны, высоким уровнем предметной компетентности и научной квалификации, с другой, недостаточным опытом практической педагогической деятельности и первоначально низкой степенью адаптации к организационным требованиям конкретной ООВО. Формирование профессионального портрета осложняется разрывом между теоретической подготовкой в аспирантуре и реальными условиями преподавания, а также недостаточной методической поддержкой со стороны опытных коллег и администрации образовательных организаций, что обусловливает необходимость разработки эффективной системы профессионального сопровождения начинающих преподавателей ООВО.
педагогика высшей школы, начинающие преподаватели, российское образование, профессиональный портрет, профессиональные компетенции преподавателя, сопровождение профессиональной деятельности
1. Жданова С. Ю., Пузырева Л. О. Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы / Методы и технологии обучения в вузе в условиях цифровой трансформации образования : сборник статей по материалам Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции, г. Пермь, 18–19 мая 2023 г. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023. С. 225–231.
2. Nguyen T., Cao Ph. T. L., Dang L. Th. N., Huynh H. H. Mindfulness Interventions into University Teachers' Well-Being and Professional Development: An Empirical Analysis // Harnessing Happiness and Wisdom for Organizational Well-Being. 2024. P. 409–426. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-8457-2.ch015
3. Баландина О. В., Вешкурова А. Б., Филимонова И. В., Шапиро С. А. Формирование новых профессиональных и личностных компетенций преподавателей высшей школы в условиях цифровизации экономики // Труд и социальные отношения. 2020. Т. 31, № 3. С. 93–113. https://doi.org/10.20410/2073-78152020-31-3-93-113
4. Виноградова Н. И. Акмеолого–методологические проблемы становления профессионализма преподавателя высшей школы / Н.И. Виноградова // Гуманитарный вектор. 2008. № 3. С. 87–92.
5. Гнатышина Е. А. Построение модели профессиональной компетентности будущего педагога // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 3. С. 30–31.
6. Павлова С. А., Деева Н. А. Ведущие профессиональные компетенции преподавателя высшей школы и их ключевые индикаторы // Гуманизация образования. 2022. № 1. С. 58–70. https://doi.org/10.24411/1029-3388-2020-10216
7. Кавешникова Л. А. Мотивация преподавателей как основа качества высшего образования // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 2. С. 78–81.
8. Калмыков В. Е., Малоземов А. В. Повышение профессионально-педагогических компетенций преподавателей высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 88–91.
9. Кокоева Р. Т., Хетагов В. К. Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 13–21.
10. Ларионова М. А. Особенности развития профессионализма преподавателя вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 2. С. 63–65.
11. Латухина А. Л., Маринина Ю. А. Профессиональный портрет преподавателя русского языка как иностранного: компетентностный подход // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 4. С. 4. https://doi.org/10.26795/2307-1281- 2020-8-4-4
12. Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога // Образование и науки. 2017. Т. 19, № 4. С. 9–38. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-9-38
13. Москаленко О. В. Высшее образование как одно из важнейших гуманитарных оснований социального прогресса современной России / Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность : сборник статей Международной научно-практической конференции, г. Москва, 25–27 апреля 2016 г. Москва : Московский государственный университет дизайна и технологии, 2016. Ч. 8. С. 31–36.
14. Yi Zhang, Thada S. Continuous Professional Teacher Development Model in Yunnan Provincial Universities // Journal of Management World. 2025. Vol. 1. P. 567–572.
15. Zhong G, Nagappan R. Role Orientation and Functioning of Artificial Intelligence in the Professional Development of University Teachers // International Journal of Education and Humanities. 2024. Vol. 16. No. 2. P. 300–304. https://doi. org/10.54097/9f2fv691
16. Wu N., Liu Y. Professional Development of Chinese University-Based Teacher Educators Working as Guide Professors in the Reciprocal Learning Program // Xu, S., Liu, Y., Zhang, Z., Connelly, M., Chi, C. (eds.) West-East Reciprocal Learning in Teacher Education. Intercultural Reciprocal Learning in Chinese and Western Education. Palgrave Macmillan, Cham. 2024. P. 221–239. https://doi.org/10.1007/978-3-031-69714-2_10
17. Ngibe N. C. Ph., Ntshuntshe Z. Experiences of online teaching in South African university: Towards teacher professional development // International Journal of Research in Business and Social Science. 2024. Vol. 13. No. 8. P. 203–211. https://doi. org/10.20525/ijrbs.v13i8.3669



