сотрудник
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (доцент)
сотрудник с 01.01.2023 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
УДК 340 Право в целом. Пропедевтика. Методы и вспомогательные правовые науки
Введение. В статье очерчивается предметное поле, методологические подходы и методы изучения неформальных правил и практик, характерных для сферы регулирования государственно-религиозных отношений в России (на примере советского периода отечественной истории). Современные исследования режимов власти и моделей правового регулирования уделяют большое внимание этому вопросу, отмечая, что неформальные правила и практики оказывают существенное влияние на формальные нормы, правовое регулирование и правоприменительную практику. Методы. Авторы характеризуют историографические наработки, отражающие отечественную управленческую модель в ракурсе неформальности. Рассматривается возможность использования методологических рамок неоинституционального подхода Дугласа Норта и антропологической трактовки институционального анализа Мэри Дуглас для изучения сферы управления религиозными институтами. Таким образом авторами предлагается новаторский междисциплинарный подход к рассматриваемой теме. Результаты. В результате предлагается авторское видение предмета, направлений и методов исследований в этой области с учетом специфики актуальной историографии и опубликованных источников, отражающих особенности советских неформальных практик управления государственно-религиозными институциональными взаимодействиями. В числе базовых характеристик советской управленческой модели часто отмечают приоритет устных, личных приказов и поручений над письменными инструкциями и распоряжениями. Кроме того, так называемые «неписаные правила», характерные для позднесоветской модели правового регулирования, во многом присутствуют и в современной ситуации регулирования взаимоотношений государства и религиозных организаций. Это доказывает значимость изучения советского пространства неформальных правил и практик в религиозной сфере. Вывод. Такая программа позволяет дать максимально полную картину исторического прошлого.
неформальные правила, механизмы неправового регулирования, неписаные правила, неформальные институты, государственное управление в СССР, государственно-религиозные отношения в СССР
1. Helmke G., Levitsky S. Informal Institutions and Comparative Politics: A Research Agenda // Perspectives on Politics. 2004. Vol. 2, №. 4. P. 725–740. https://doi.org/10.1017/S1537592704040472
2. Ledeneva A. (ed.). The Global Encyclopaedia of Informality: Understanding Social and Cultural Complexity, Vol. 1. London : UCL Press, 2018. 434 p. https://doi.org/10.14324/111.9781911307907
3. Витковская Т. Б. Депутаты представительных органов местного самоуправления в пространстве неформальных практик // Власть и элиты. 2023. Т. 10, № 2. С. 102–120. https://doi.org/10.31119/pe.2023.10.2.5
4. Колесник Н. В. Практики воспроизводства российской элиты: неформальный аспект // Власть и элиты. 2017. Т. 4, № 4. С. 10–30. https://doi.org/10.31119/pe.2017.4.1
5. Дегтярёв А. А. О роли формальных принципов и неформальных правил в современном GR-менеджменте // Государство, бизнес, Общество: современные теории и российские реалии / под ред. Л. Е. Ильичевой. Москва : Аналитик, 2012. С. 63 78.
6. Левин С. Н., Саблин К. С., Руцкий В. Н. Практики взаимодействия предпринимателей с властью в регионах «ресурсного типа» современной России: «картины власти» и подходы к исследованию // Мир России. Т. 27, № 3. С.6–27. https://doi.org/10.17323/1811- 038X-2018-27-3-6-27 12 Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Заключение Vestnik of Saint Petersburg University of the MIA of Russia. 2025. № 3 (107) Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2025. № 3 (107). 27 ISSN 2949-1150 (online) 2071-8284 (print)
7. Ledeneva A., Granville С., Hanson P. Sistema – Russia‘s Informal System of Power // Barisch K. (ed.). Three views on modernization and the rule of law in Russia. London : Center for European Reform, 2012. P. 17–23.
8. Solomon P. H. Law in Public Administration: How Russia Differs // The Journal of Communist Studies and Transition Politics. 2008. Vol. 24. № 1. P. 115–135. https://doi.org/10.1080/13523270701840498
9. Hendley K. Are Russian Judges Still Soviet? // Post Soviet Affairs. 2007. Vol. 23. № 3. P. 240–274. http://doi.org/10.2747/1060- 586X.23.3.240
10. Heinzen J. The Art of the Bribe: Corruption and Everyday Practice in the Late Stalinist USSR // Slavic Review. 2007. Vol. 66. № 38. P. 389–412. http://doi.org/10.2307/20060294
11. Хлевнюк О. В. Корпорация самозванцев. Теневая экономика и коррупция в сталинском СССР. Москва : Новое литературное обозрение, 2023. 320 с.
12. Митрохин Н. А.Очерки советской экономической политики в 1965–1989 годах : в 2 т. Москва : Новое литературное обозрение, 2023.
13. Ledeneva A. et al. (ed.). The Global Encyclopedia of Informality, Vol. 2. London : UCL Press, 2018. 538 p. https://doi. org/10.14324/111.9781787351899
14. Митрохин Н. А.* Болезнь под названием «фонд уполномоченного» или несколько страниц об актуальных проблемах изучения религиозности в СССР // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4 (30). С. 505–511.
15. Митрохин Н. А.* Советская власть, церковь и верующие в послевоенный период // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2008. № 3 (59). С. 89–93.
16. Беккин Р. И. «Люди в верности надежные…»: Татарские муфтияты и государство в России (XVIII–XXI века). Москва : Новое литературное обозрение, 2022. 552 с.
17. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А. Н. Нестеренко ; предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера. Москва : Фонд экономической книги «НАЧАЛА», 1997. 190 с.
18. Sarigil Z. How Informal Institutions Matter : Evidence from Turkish Social and Political Spheres. United States of America : University of Michigan Press, 2023. 216 p. https://doi.org/10.3998/mpub.12334157
19. Панеях Э. Л. Неформальные институты и формальные правила: закон действующий VS. Закон применяемый // Политическая наука. 2003. № 1. С. 33–52.
20. Ledeneva A. V. How Russia Really Works : The Informal Practices that Shaped Post-Soviet Politics and Business. Ithaca, University Press, 2006. 288 p. https://doi.org/10.7591/9780801461682-004
21. Матвеев А. А. Соотношение неформальных институтов и практик // Власть. 2011. № 8. С. 18–21.
22. Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества / пер. с англ. Д. Узланера, М. Маркова, Д. Раскова, А. Расковой. Москва : Издательство Гайдара, 2011. 480 с.
23. Дуглас M. Как мыслят институты / пер. с англ. А. М. Корбута. Москва : Элементарные формы, 2020. 250 с.
24. Давыдов И. П., Фадеев И. А. Как мыслят церковные институты: механизмы формирования этноконфессиональной идентичности // Диалог со временем. 2024. Вып. 89. C. 220–231. https://doi.org/10.21267/AQUILO.2024.89.89.015
25. Макарин А. В., Будко Д. А. К вопросу о классификации неформальных политических практик // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Международные отношения. 2013. Вып. 4. С. 103–109.
26. Лапицкий К. В. Характеристика форм взаимодействия Русской православной церкви и российского государства: институциональный анализ // Общество: политика, экономика, право. 2017. Вып. 11. С. 24–27. https://doi.org/10.24158/pep.2017.11.5
27. Беглов А., Белякова Н. «Пишите хоть Папе Римскому». Письма верующих из СССР римскому понтифику: формирование и бытование традиции // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 4 (39). С. 169–199. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-4-169-199
28. Белякова Н. А. Советские по стилю, религиозные по содержанию. Письма верующих во власть в период позднего социализма// Российская история. 2019. № 1. С. 207–214; https://doi.org/10.31857/S086956870004236-0
29. Савин А. И., Деннингхаус В. А. «Письма во власть» как модус религиозного диссидентства в брежневскую эпоху // Россия XXI. 2017. № 6 (ноябрь-декабрь). С. 118–141.
30. Беглов А. Л. В поисках «безгрешных катакомб» : церковное подполье в СССР. 2-е изд., испр. и доп. Москва : РОССПЭН, 2018. 350 с.
31. Савин А. И. Религиозные организации в СССР глазами 5-го Управления Комитета государственной безопасности (1971 год)// Исторический курьер. 2022. № 2 (22). С. 188–205. doihttps://doi.org/10.31518/2618-9100-2022-2-12
32. Августин (Никитин Дмитрий Евгеньевич; архимандрит). Церковь плененная: митрополит Никодим (1929–1978) и его эпоха (в воспоминаниях современников). Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. 674 с.
33. Гусакова О. Хранители веры. О жизни Церкви в советское время: автобиографические истории : [протоиерей Валериан Кречетов, протоиерей Сергий Правдолюбов, протоиерей Георгий Бреев, протоиерей Владимир Тимаков, Феодора Никитична Кузовковаи др.]. 2-е изд. Москва : Никея, 2018. 416 с.
34. Ювеналий (Поярков Владимир Кириллович; митрополит). Человек Церкви : К 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, патриаршего экзарха Западной Европы (1929–1978). 2-е изд. Москва : Московская патриархия РПЦ, 1998. 407 с.
35. Свеча Богу : Московский старец – протоиерей Василий Серебренников (1907–1996) : сборник. Москва : Журнал «Москва», 1999. 240 с.
36. Сосковец Л. И. Советские верующие: общие социодемографические и культурные характеристики // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 281. С. 62–65.
37. Гераськин Ю. В. Подача ходатайств об открытии храмов в 1940-1950-е годы как способ отстаивания конституционного права на свободу вероисповедания // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: История. 2008. № 15. С. 132–138.
38. Леонтьева Т. Г. Церковная повседневность эпохи позднего сталинизма в провинциальном измерении // Советское государство и общество в период позднего сталинизма, 1943–1953 гг. : материалы VII Межвузовской научной конференции, г. Тверь, 4–6 декабря 2014 г. Москва : РОССПЭН, 2015. С. 8–16.