сотрудник с 01.01.2019 по настоящее время
сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
Введение. В современном стремительно изменяющемся мире постоянной остается заинтересованность передовых государств в экспорте системы образования, имеющем важное политическое и идеологическое значение, а также интерес отдельных граждан к получению высшего образования за границей. Однако обучение в инокультурной среде сопряжено с большим количеством разноуровневых проблем и требует комплексной рефлексии с позиций разных дисциплин. Целью исследования является теоретический анализ правового и психологического статуса иностранных студентов, обучающихся в России, их взаимосвязь, функциональные и описательные характеристики. Методы. Реализуется трансдисциплинарный подход к определению и описанию правового и психологического статуса иностранных студентов, обучающихся в Российской Федерации, который позволяет преодолеть рамки одной дисциплины, расширить горизонты научного сотрудничества и выйти в практическую область решения проблем иностранных студентов. Результаты. Правовой статус рассматривается с опорой на законодательные документы в контексте особо значимых юридических норм, регулирующих социальные взаимодействия и обеспечивающих легитимность прав и обязанностей иностранных студентов. Психологический статус определяется как качественная характеристика, выступающая показателем успешности социальной адаптации иностранного студента к новым условиям обучения, проживания, общения и индикатор эмоционального благополучия. Полученные результаты подчеркивают взаимосвязанность правового и психологического статусов иностранных студентов, необходимую для обеспечения благоприятных условий их обучения и социальной адаптации с учетом культурной специфики; способствуют решению правовых, информационных, академических, коммуникативных и психологических проблем иностранных студентов, обучающихся в российских образовательных организациях высшего образования.
трансдисциплинарный подход, иностранный студент, правовой статус, легитимность, психологический статус, благополучие
1. Мокий В. С., Лукьянова Т. А. Трансдисциплинарность: стереотипы, подходы и направления // Universum: общественные науки: электронный журнал. 2021. № 3 (72). С. 7–-19. https://doi.org/10.32743/UniSoc.2021.72-3.7-19. URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/11358.
2. Rimondi G., Veronese M. Defining the dialogue between sciences: a view on transdisciplinary perspective in the human sciences // Informing Science: The International Journal of an Emerging Transdiscipline. 2018. Vol. 21. P. 255–268. https://doi.org/10.28945/4115
3. Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. Москва : ИНФА-М, 1998. 712 с.
4. Майстренко Г. А., Майстренко А. Г. Правовой статус иностранных граждан в сфере трудовых отношений: российский опыт // Образование и право. 2021. № 5. С. 356–361. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2021-5-356-361
5. Ильин А. Ю., Косаренко Н. Н. Публично-правовое регулирование административно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации // Ученые труды Российского университета адвокатуры и нотариата имени Г. Б. Мирзоева. 2024. № 1 (72). С. 75–78.
6. Редкоус В. М., Комаров Н. А. Учет правового статуса иностранных граждан в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Закон и право. 2018. № 8. С. 170–171. https://doi.org/10.24411/2073-3313-2018-10129
7. Иностранные студенты. Организация, адаптация, обучение : монография // Викторенкова С. В., Довгополов Е. Ю., Тимофеева Ю. Н., Сокол М. А. [и др.], под общ. ред. научного совета ГНИИ «Нацразвитие». Санкт-Петербург : ГНИИ «Нацразвитие», 2023. 80 с.
8. Сараева Н. М. Психологический статус человека как предмет исследования при анализе состояния психики людей в регионе экологического неблагополучия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 62. С. 279–285.
9. Трифонова А. В., Лебедева Н. М. Контекстуальные и индивидуально-личностные предикторы адаптации русских в Эстонии и Кыргызстане // Национальный психологический журнал. 2024. № 19 (1). С. 77–89. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0105
10. Xuechen Y. Confucian or confusion? Analyses of international students’ self-rated intercultural sensitivity and its sociocultural predictors at Canadian universities // Frontiers in Education. 2023. Vol. 8. https://doi.org/10.3389/feduc.2023.1239177
11. Mercan Z. Adjustment and Adaptation of Female International Higher Education Students: A Qualitative Study // Border Crossing. 2024. Vol. 2. № 14. P. 97–109. https://doi.org/10.33182/bc.v14i2.2872
12. Горожанкин А. А., Ионцева М. В. Особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов из стран дальнего и ближнего зарубежья // Вестник университета. 2024. № 12. С. 208–216. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-208-216
13. Берри Дж., Пуртинга А., Сигал М., Дасен П. Кросс-культурная психология : Исследования и применение [пер. с англ.]. Харьков : Гуманитарный центр, 2007. 560с.
14. Черникова Т. В., Сокальский Э. А., Болучевская В. В., Шутова О. И. Этнокультурные особенности академической адаптации студентов дальнего и ближнего зарубежья // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2021. № 6 (40). С. 178–189. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2021-6-178-189
15. Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и принимающего населения России : сборник статей / под ред. Н. М. Лебедевой, А. Н. Татарко. Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2009. 420 с.
16. Белинская Е. П. Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? // Психологические исследования : электронный журнал. 2015. Т. 8, № 40. С. 12. https://doi.org/10.54359/ps.v8i40.551