Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Массовое увлечение современной молодежи медиапродукцией нередко таит в себе деструктивные эффекты. Цель статьи – исследование факторов и степени эффективности девиантогенного воздействия медиапродукции на обучающихся. Для достижения данной цели были выявлены негативные психологические установки, пропагандируемые девиантогенной медиапродукцией, проведено эмпирическое исследование, направленное на установление связи между увлеченностью молодежи определенной медиапродукцией и формированием негативных личностных черт, оказывающих влияние как на формирование личности, так и на профессионализацию. Методы. В работе применялся диалектический подход к рассматриваемой проблеме, сопряженный с использованием общенаучных (формализация, анализ, моделирование) и теоретических методов социальных и гуманитарных наук (структурно-функциональный, системный методы). Проведенное авторами эмпирическое исследование было построено на сопряжении социологических и психологических методик. Результаты. В ходе исследования было доказано, что современная медиапродукция действительно оказывает большое влияние на процессы социализации и профессионализации молодежи. Девиантогенное воздействие медиапродукции находит подтверждение в сформированности у молодежи негативных личностных черт. Степень данного воздействия проявляет себя в формировании у молодого человека устойчивой медиазависимости – медиааддикции. Проведенное исследование позволило установить конкретные проявления медиааддикции: отрицание влияния медиапродукции на психику ее потребителя, отрицание проблем во взаимоотношениях с людьми, которые могут быть следствием медиазависимости. В ходе исследования также был установлен факт несомненного негативного влияния девиантогенной продукции на профессионализацию обучающихся: чем больше негативных черт личности демонстрировали респонденты в ходе психологического тестирования, тем отчетлевее фиксировались у них скепсис в отношении будущей профессиональной деятельности, утрата интереса к ней, непонимание ее социальной значимости.

Ключевые слова:
медиапродукция, медиапространство, медиапсихология, массмедиа, медиасоциализация, деструктивное поведение, негативное информационно-психологическое воздействие, медиазависимость, медиааддикция
Список литературы

1. Бакулев, Г. П. (2015). Проблема интернет-зависимости в свете классических теорий массовой коммуникации. Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение, 1 (1), 21–29.

2. Гребенкина, Ю. В. (2019). К вопросу о педагогической профилактике деструктивного влияния медиасреды на социальное развитие детей и молодежи. Педагогика: вчера, сегодня, завтра, 2 (1), 36–42.

3. Дресвянников, В. Л., Чухрова, М. Г., Пронин, С. В. (2015). Интернет-зависимость: монография. Новосибирск: ООО «Немо Пресс».

4. Жижина, М. В. (2020) Медиапсихология: новый контекст задач и направлений исследования. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание, 12, 49–52. https://doi.org/10.37882/2500-3682.2020.12.13

5. Книжникова, С. В. (2014). Медианасилие: «бить или не бить»? Народное образование, 5 (1438), 193–199.

6. Ковалев, А. А. (2010). Медиареальность как феномен современной культуры. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 6 (38), 70–74.

7. Коломиец, В. П. (2023). Медиасоциология: предметное и образовательное пространство. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 8 (2), 33–51.

8. Криворучко, М. В. (2019). Телевизионные предпочтения как предикторы девиантного поведения в подростковом возрасте. Вестник Омского университета. Серия «Психология», 1, 57–67. https://doi.org/10.25513/2410-6364.2019.1.57-67

9. Некрасов, А. С., Некрасов, С. И., Некрасова, Н. А., Клепацкий, В. В. (2019). От «человека информационного» к «человеку цифровому». Вестник Университета Российской академии образования, 3, 4–10.

10. Савчук, В. В. (2012). Медиафилософия. Приступ реальности. Санкт-Петербург: Издательство РХГА.

11. Смирнов, А. А. (2012). Средства массовой информации в механизме детерминации противоправного поведения. Научный портал МВД России, 2, 26–34.

12. Федоров, А. В. (2001). Медиаобразование: история, теория и методика: монография. Ростов- на-Дону: Издательство ЦВВР.

13. Хисамутдинов, Ф. Р., Шалагин, А. Е. (2015). Криминальная субкультура и ее предупреждение. Вестник Казанского юридического института МВД России, 2 (20), 46–52.

14. Черникова, В. Е. (2014). Конфликт традиционных моральных ценностей и ценностей информационного общества. Вестник Адыгейского государственного университета, Серия 1: регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 3 (144), 45–50.

15. Шанин, С. В. (2015). Профилактика и диагностика медиазависимости обучающихся. Вестник Белгородского института развития образования, 2, 96–99.

16. Bazalgette, C., Bevort, E., & Savino, J. (1992). L’Education aux medias dans le monde: Nouvelles orien¬tations. Paris: BFI, CLEMI, UNESCO.

17. Couldry, N., & Hepp, A. (2017). The Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity.

18. Hart, A. (1997). Textual Pleasures and Moral Dilemmas: Teaching Media Literacy in England. In R. Kubey (Ed.), Media Literacy in the Information Age. New Brunswick and London: Transaction Publishers.

19. Hartmann, F. (2000). Medienphilosophie. Wien: WUV-Universitätsverlag.

20. Lee, C. S., & Ma, L. (2012). News Sharing in Social Media: The Effect of Gratifications and Prior Experience. Computers in Human Behavior. 28 (2), 331–339. https://doi.org/10.1016/j. chb.2011.10.002

21. Margreiter, R. (2003). Medien/Philosophie: Ein Kippbild. In Medienphilosophie: Beiträge zur Klärung eines Begriffs. Frankfurt am Main: Fischer-Taschenbuch-Verl.

22. McQuail, D. (2010). Mass Communication Theory (6th ed.). London, Sage.

23. Pronina, E. E. (2014). Media psychology: Modern man and nonlocality of psyche. Psychology in Rus¬sia: State of the Art, 7 (4), 75–87. https://doi.org/10.11621/pir.2014.0407

24. Winterhoff-Spurk, P. (2004). Medienpsychologie: eine Einführung. Stuttgart: Kohlhammer.


Войти или Создать
* Забыли пароль?