Опросник «Субъективная оценка психологической безопасности»: конструирование и возможности использования
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Особенности служебной деятельности в подразделениях органов внутренних дел предполагают высокий уровень психологической напряженности и рисков для здоровья и жизни сотрудника и часто требуют от личности знаний, умений и навыков по принятию неординарных, быстрых и точных решений в ситуациях экстремальной направленности. Данная специфика напрямую предопределяет высокие требования к личностно-качественным характеристикам каждого сотрудника указанной структуры. Направленность восприятия и отражения объективного мира как опасного или безопасного при отсутствии реальных угроз обусловливает субъективную оценку ситуации и аналитико-прогностическую способность сотрудников, а впоследствии и отношение к миру, которое может повлиять на выполнение профессиональных задач. Расширение психодиагностического инструментария для целенаправленного изучения указанного феномена в разрезе деятельности органов внутренних дел с помощью предлагаемого авторского опросника «Субъективная оценка психологической безопасности», позволяющего определить уровень переживания психологической безопасности или опасности сотрудниками, будет способствовать ранней превенции негативных последствий для профессиональной и личной жизни служащих. Опросник «Субъективная оценка психологической безопасности» состоит из 26 утверждений, оцениваемых по шестибалльной шкале. Итоговый балл формируется путем суммирования полученных по каждому пункту оценок и предполагает, в зависимости от конечного результата, определение уровня переживания психологической безопасности или опасности. Методы исследования. Корреляционный анализ, факторный анализ, экспертные оценки и сравнительный анализ. Оценка надежности по однородности, ретестовой надежности, экспертной и конструктной валидности. Результаты. Надежность и валидность разработанного опросника «Субъективная оценка психологической безопасности» была подтверждена результатами процедур психометрической проверки. Разработанная психодиагностическая методика вследствие небольшого размера и несложной системы обработки может применяться для экспресс-оценки актуального морально-психологического состояния сотрудников в рамках психологического сопровождения деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова:
психологическая безопасность, психологическая опасность, психодиагностика, морально-психологическое состояние, экспресс-оценка, опросник
Список литературы

1. Александрова, Л. А., Маркова, В. И. (2022). Апробация шкалы «Переживание неопределенности и угрозы» на русскоязычной выборке. В Психология стресса и совладающего поведения: устойчивость и изменчивость отношений, личности, группы в эпоху неопределенности: материалы VI Международной научной конференции (Кострома, 22–24 сентября 2022 года, стр. 291–295). Кострома: Костромской государственный университет.

2. Баева, И. А. (2020). Психологические проблемы обеспечения безопасности в образовании. Мир психологии, 2 (102), 184–190.

3. Бухаров, Д. С. (2020). Теоретический анализ подходов понятия "психологической безопасности", как фактора психологической безопасности личности в современной психологической литературе. В Д. А. Погонышев (отв. ред.), Научные труды магистрантов и аспирантов: сборник научных трудов (Том Выпуск 17, стр. 73–76). Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет.

4. Вербина, Г. Г. (2013). Психологическая безопасность личности. Вестник Чувашского университета, 4, 196–202.

5. Еремеев, С. Г., Ревягин, А. В. (2014). Психологическая безопасность общества и личности. Психопедагогика в правоохранительных органах, 4 (59), 44–47.

6. Журавлев, А. Л., Тарабрина, Н. В. (отв. ред.) (2012). Проблемы психологической безопасности: сборник статей. Москва: Издательство "Институт психологии РАН".

7. Зотова, О. Ю. (2011). Безопасность личности как социально-психологический феномен: монография. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та.

8. Корнилова, Т. В., Павлова, Е. М. (2020). Шкала интеллектуальной оценки риска и ее связь с готовностью к риску и эмоциональным интеллектом. Консультативная психология и психотерапия, 28 (4), 59–78. https://doi.org/10.17759/cpp.2020280404

9. Красноштанова, Н. Н. (2023). Представления сотрудников органов внутренних дел о психологической безопасности субъекта служебной деятельности. Прикладная психология и педагогика, 8 (4), 167–178. https://doi.org/10.12737/2500-0543-2023-8-4-167-178

10. Краснянская, Т. М., Тылец, В. Г. (2016). Психологический анализ уровней безопасности человека. Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, 2 (95), 31–36.

11. Кутенкова, О. Ю. (2024). Психологическая безопасность в представлениях сотрудников органов внутренних дел. В Санкт-Петербургские встречи молодых ученых: материалы II всероссийского конгресса (Санкт-Петербург, 11 июня 2024 года, стр. 101–108). Санкт- Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.

12. Литвинова, А. В., Котенева, А. В., Кокурин, А. В., Иванов В. С. (2021). Проблемы психологической безопасности личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. Современная зарубежная психология, 10 (1), 8–16. https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100101

13. Морозова, И. С., Медовикова, Е. А., Каргина, А. Е. (2022). Особенности параметров психологической безопасности личности с различным уровнем профессиональной временной перспективы. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 28 (1), 92–101.

14. Приходько, И. И. (2013). Разработка психодиагностического инструментария определения психологической безопасности личности специалистов экстремальных видов деятельности. Вестник университета, 11, 242–253.

15. Смык, Ю. В., Качимская, А. Ю. (2021). Потенциал психологической безопасности педагога как условие психологической безопасности школьника. Science for Education Today, 11 (1), 42–58. http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.03

16. Харламенкова, Н. Е. (2019). Понятие психологической безопасности и его обоснование с разных научных позиций. Психологический журнал, 40 (1), 28–37. https://doi.org/10.31857/S020595920002985-9

17. Эксакусто, Т. В., Лызь, Н. А. (2010). Психологическая безопасность в проблемном поле психологии. Сибирский психологический журнал, 37, 86–91.

18. Charteris, J., Anderson, J., & Page, A. (2021). Psychological safety in innovative learning environments: planning for inclusive spaces. International Journal of Inclusive Education, 28 (5), 688–704. https://doi.org/10.1080/13603116.2021.1974108

19. Hu, Sh., Nadeem, M. A., Luo, Ji., & Yi, X. (2024). The effects of psychological safety and employee voice behavior on flight attendants’ mindful safety practices adoption. Frontiers in Public Health, 12. https://doi.org/10.3389/fpubh.2024.1398815

20. Hwang, Y. I. (Jane), Simpson, P. L., & Butler, T. G. (2021). Victim and Victim Support Staff Experiences of a Domestic Violence Electronic Monitoring Program in Australia. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 67 (9), 976-995. https://doi.org/10.1177/0306624x211058950

21. Rice, S., Walton, C. C., Pilkington, V. et al. (2022). Psychological safety in elite sport settings: a psychometric study of the Sport Psychological Safety Inventory. BMJ Open Sport & Exercise Medicine, 8 (2), e001251. https://doi.org/10.1136/bmjsem-2021-001251


Войти или Создать
* Забыли пароль?