Понятие «духовно-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел» как инструмент моделирования воспитательной деятельности
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Духовно-нравственное воспитание является активно развивающейся областью теории воспитания применительно к профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. Согласно приказу МВД России от 27 августа 2024 г. № 500 «Об утверждении Положения о порядке организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», оно выделено в качестве направления политико-воспитательной работы с личным составом. Однако неразработанность методологических основ моделирования соответствующей педагогической деятельности является фактором риска ее формализации, имитации. Методы. В исследовании использованы теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, аналогия, моделирование. Результаты. Содержание понятия «духовно-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел», на основании которого осуществлено моделирование педагогической деятельности в данной области, разработано в соответствии с философией традиции, гуманитарно-антропологического, целостного и андрагогического подходов. Совокупность обоснованных в исследовании свойств духовно-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел позволило создать соответствующую модель, составленную тремя блоками. Целевой блок описывает процедуру целеполагания. Организационно-методический раскрывает требования к выбору методов, средств и форм педагогической деятельности. Оценочный блок содержит свойства, которыми должны обладать критерии и показатели определения ее результативности.

Ключевые слова:
духовно-нравственное воспитание, образование взрослых, образовательные организации высшего образования МВД России, моделирование, политико-воспитательная работа в органах внутренних дел
Список литературы

1. Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. Москва : Издательство Академии наук СССР, 1961. 353 с.

2. Захарченко М. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ / Системно-деятельностный подход в воспитании. Духовно-нравственное развитие и воспитание – главные приоритеты образования : материалы I Межрегиональной конференции, г. Санкт-Петербург, 26 октября 2010 г. / под общ. ред. Е. Н. Шавриновой. Санкт-Петербург : Издательство Политехнического университета, 2010. С. 6–15.

3. Мудрик А. В. Человек в процессе социализации: три ипостаси // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3 (14). С. 7–16.

4. Вебер М. Избранные произведения : Пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко ; коммент. А. Ф. Филиппова. Москва : Прогресс, 1990. 804 с.

5. Скиннер Б. Ф. По ту сторону свободы и достоинства / [пер. с англ. А. А. Федорова]. Можайск : Оперант, 2015. 189 с.

6. Бандура А. Теория социального научения. Санкт-Петербург : Евразия, 2000. 318 с.

7. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. Москва : ПЕР СЭ, 2010. 335 с.

8. Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии : [монография]. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 1999. 242 с.

9. Клементьева С. В. Формирование духовно-нравственной культуры как средство совершенствования профессиональной подготовки сотрудников современной полиции / Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления : материалы Всероссийской научно-практической конференции, памяти профессора Валерия Трофимовича Шапко, г. Екатеринбург, 28 февраля 2014 г. / под общ. ред.: Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2014. Т. II. С. 57–59.

10. Бучакова М. А., Дизер О. А. Духовное и нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3 (74). С. 34–37; https://doi.org/10.24411/1999-6241-2018-13006.

11. Олейников В. С., Душкин А. С., Трипутин С. Н. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел: теория и практика : монография. Санкт-Петербург : Издательство СПбУ МВД России, 2016. 156 с.

12. Захарченко М. В. Культура и образование в перспективе традиции. Традиция как предмет теоретического осмысления : монография. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2007. 164 с.

13. Ильин В. С. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса / Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса : [сборник статей] / редкол.: В. С. Ильин (отв. ред.) [и др.]. Волгоград : Волгоградский государственный педагогический институт им. А. С. Серафимовича, 1981. С. 5–14.

14. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания : Опыт педагогической антропологии. Москва : Фаир-Пресс, 2004. 210 с.

15. Илакавичус М. Р. Способы оптимизации краткосрочной профессиональной подготовки на примере обучения лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации // Концепт : электронный журнал. 2024. № 10. С. 95–108; https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11157. URL: http://e-koncept.ru/2024/241157.htm.

Войти или Создать
* Забыли пароль?