Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. В статье поднимается вопрос о том, что результатам реформы образования, осуществляемой в нашей стране, невозможно дать удовлетворительную оценку. Всё больше авторов научных работ указывают на необходимость исправления создавшейся ситуации. Однако обычно акцент ими делается преимущественно на организационной стороне проблемы: отсутствии достаточного финансирования, бюрократизации процесса образования и т.п. Вместе с тем и более частные вопросы проведения реформы заслуживают обсуждения педагогической общественностью. Методы. При проведении исследования, результаты которого представлены в настоящей статье, был использован комплекс теоретических и эмпирических методов познания: анализ источников, систематизация и интерпретация полученной информации, сопоставительный анализ позиций ученых, методы абстрагирования, синтеза и др. Результаты. Рассмотрены три актуальные, по мнению автора, проблемы. Первая из них – требование использовать преимущественно инновационные методы и применять преимущественно новейшие технологии. Однако принуждение к внедрению в практику тех или методов не может дать хороших результатов, поскольку преподавание – процесс исключительно творческий, это процесс, где успех во многом зависит от опыта, таланта и психологического типа преподавателя. Вторая проблема – внедрение практико-ориентированного подхода. При существующей ныне системе обучения простое увеличение часов, выделяемых на практику, приведет только к ухудшению профессиональной подготовки специалиста. В связи с этим очевидно, что практико-ориентированный подход требует возвращения к системе специалитета. Наконец, третья проблема – переход на индивидуальные образовательные траектории. Внедрение этого опыта в практику обычных вузов при нынешнем отношении к системе высшего образования невозможно даже по техническим причинам. В связи с этим предлагается изучение курсов по выбору организовать посредством Интернета, где в последнее время выкладывается большое количество весьма полезного контента.

Ключевые слова:
Обучение, образовательный процесс, реформа образования, инновации в образовании, практико-ориентированный подход в образовании, индивидуальные образовательные технологии.
Список литературы

1. Любецкий Н.П., Шевченко А.М., Самыгин С.И. Интеллектуальный потенциал студенчества в современной России как стратегический приоритет государственной молодежной политики РФ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 10. С. 86-90.

2. Мещерякова Э.И., Ларионова А.В. Особенности становления личностного потенциала субъекта инновационной деятельности // Психологическая наука и образование. 2013. № 2. С. 69-75.

3. Наливайко Н.В., Петров В.В. Инновационное образование в России: внедрение или изучение зарубежного опыта? // Философия образования. 2011. № 2. С. 62-70.

4. Ручка О.Н. Сущность проектной деятельности школьников // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 63. С. 254-257.

5. Бутакова М.В., Воропай Л.М., Чесноков Е.Н. Проектная деятельность обучающихся как метод формирования межпредметных связей физики и химии // Гуманитарный научный вестник. 2024. № 5. С. 79-83.

6. Янчук В.А. Психологические основания образовательной инноватики // Инновации в образовании. 2003. № 1. С. 15-26.

7. Бордовский Г.А. Что же было лучшим в советской системе образования? // Высшее образование сегодня. 2018. № 6. С. 2-6.

8. Тодис Л.М., Виноградова Т.В., Андронычева А.С. Современные проблемы высшего образования в России и возможные пути их решения // Современное педагогическое образование. 2023. № 3. С. 78-81.

9. Фокина Е.И., Логинова С.Л. Основные проблемы российского высшего профессионального образования в современных условиях // Электронный архив РГППУ // URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/39208/1/avsorpo_2020_4_033.pdf.

10. Кирюшина Н.А. Современное инженерное образование: проблемы и перспективы // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 70-77.

11. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник Института образования человека. 2011. № 1. С. 3 // URL: https://xn--h1am1a.xn--p1ai/journal/2011/Eidos-Vestnik2011-103-Khutorskoy.pdf.

12. Климинская С.Л. Индивидуальная образовательная траектория как способ повышения эффективности обучения иностранным языкам // Науковедение. 2014. № 4 (23). С. 34 // URL: http://naukovedenie.ru/PDF/34PVN414.pdf.

13. Остапенко М.С., Назарова В.Ю. Внедрение индивидуальных образовательных траекторий в вузе // Вестник ПНИПУ. Машиностроение, материаловедение. 2022. Т. 24. № 2. С. 87-95.

14. Клочков Ю.С., Лепехин A.И., Василега Д.С. [и др.] Профессиональная ориентация студентов // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. СПб, 2017. Т. 1. С. 175-177.

15. Соловова Н.В., Калмыкова Д.А., Суханкина Н.В Индивидуальные образовательные траектории: конструирование и образовательные результаты // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2023. № 2 (119). С. 160-169.

16. Анисимова Т.В. Роль риторики в формировании коммуникативной компетентности студента вуза // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2023. № 1 (45). С. 225-243.

17. Гимпельсон Е.Г. Риторический жанр как основа коммуникативной компетентности специалиста // Педагогика современности. 2024. № 2-1 (29). С. 34-38.

18. Сердобинцев К.С. Гражданское общество как феномен техногенной цивилизации и проблемы российской идентичности. Калининград: КлЮИ МВД России, 2004. 118 с.

19. Клочкова Е.С., Тверяков А.М., Васильев Д.В. [и др.] Оценка качества высшего профессионального образования на основе профессионально-общественной аккредитации // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. СПб, 2017. Т. 1. С. 148-150.

Войти или Создать
* Забыли пароль?