Психолого-педагогическая поддержка студентов в ситуации психического выгорания
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Психолого-педагогическая поддержка студентов выступает важным фактором сотрудничества субъектов образовательного процесса на пути преодоления объективных и субъективных трудностей социализации молодого поколения. Компетентность, своевременность и деликатность являются ведущими критериями эффективности заботы педагогов о своих подопечных. Психическое выгорание свойственно не только взрослым представителям так называемых помогающих профессий, но и молодому поколению, вступающему в активную фазу общественной жизни, формирования необходимых знаний, умений, навыков отстаивания собственной индивидуальности. Цель исследования – выявить критерии эффективности психолого-педагогической поддержки студентов в ситуации психического выгорания. Методы исследования. Анализ научной литературы и результатов социологических исследований, касающихся сущности, факторов-показателей, способов предупреждения психического выгорания студентов. В статье представлены результаты изучения мнений студентов и преподавателей учебных заведений высшего и среднего образования г. Воронежа об указных аспектах психического выгорания. Эмпирической базой исследования послужили результаты анкетирования, тестирования студентов колледжей, стандартизированного интервью педагогов, проведенных в ноябре–декабре 2024 года в г. Воронеже. В исследовании приняли участие 200 человек. Результаты. Понимание сущности, структурных элементов, факторов-показателей и профилактики выгорания способствует продуктивной воспитательной и учебной деятельности в целом и экономному расходованию энергетических затрат обучающихся в контексте их подготовки к будущей профессиональной деятельности в частности. Высокий уровень психолого-педагогической поддержки в ситуации выгорания зависит от системной организации процесса оказания помощи, индивидуально ориентированного похода к конструктивному взаимодействию, опыта педагога в области практической психологии, его социально-психологической компетентности, диагностики личности. Важным результатом поддержки является развитие возможностей молодых людей к рефлексии собственного состояния, умения предупреждать появление условий и факторов, способствующих психическому выгоранию.

Ключевые слова:
факторы-показатели психического выгорания, профилактика, психолого-педагогическая поддержка студентов
Список литературы

1. Белкин, А. С., Вербицкая, Н. О. (2007). Витагенное образование в системе педагогического знания (витагенная концепция личности). Педагогическое образование. 1, 26–32.

2. Бойко, В. В. (1996). Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. Москва: Филинъ.

3. Бойко, В. В. (1999). Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. Санкт- Петербург: Питер.

4. Бочавер, А. А., Михайлова, О. Р. (2023). Выгорание школьников: адаптация опросника на российской выборке. Вопросы образования, 2, 70–100. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-2-70-100

5. Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. (2006). От выгорания к обновлению: опыт и перспективы изучения синдрома выгорания в России. Национальный психологический журнал, 1 (1), 126–130. http://npsyj.ru/pdf/npj_no01_2006/npj_no01_2006_126-130.pdf

6. Газман, О. С. (1995). Педагогическая поддержка детей в образовании или инновационная проблема. В Н. Б. Крылова, С. А. Ушакин (ред.), Новые ценности образования: десять концепций и эссе: сборник статей (стр. 58–63). Москва: Инноватор.

7. Гринберг, Дж. С. (2002). Управление стрессом. 7-е издание. Серия «Мастера психологии» (пер. с англ. Л. Гительман, М. Потапова). Санкт-Петербург: Питер.

8. Гришина, Н. В. (1997). Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы. В А. А. Крылов, Л. А. Коростылева (ред.), Психологические проблемы самореализации личности (стр. 143–156). Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского университета.

9. Ермакова, Е. С., Скворцова, К. А. (2023). Связь эмоционального выгорания с личностными характеристиками учителей. Приложение международного научного журнала «Вестник психофизиологии», 3, 34–37. https://doi.org/10.34985/d8470-0096-4351

10. Кобозев, И. Ю., (2016). Психопрофилактика и коррекция профессионального стресса сотрудников ОВД. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 1 (69), 205–209.

11. Козлова, К. В., Муравьева, О. И., Корытова, Г. С. (2019). Понятие «выгорание» в психологии: анализ и обобщение подходов. Научно-педагогическое обозрение, 1 (23), 18–27. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2019-1-18-27

12. Костина, Л. Н., Лаврова, М. С. (2021). Основные теоретические подходы в психологической науке к проблеме профессионального выгорания представителей профессий типа «человек-человек». Психология и педагогика служебной деятельности, 3, 43–48.

13. Костина, Л. Н., Сиворонова, М. С. (2023). О разработке и экспериментальном применении программы психологического тренинга по профилактике профессионального выгорания психологов органов внутренних дел Российской Федерации. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 3 (99), 243–249. https://doi.org/10.35750/2071-8284-2023-3-243-249

14. Лаврищева, А. В. (2021). Взаимосвязь элементов ценностно-смысловой сферы и параметров достижений личностной зрелости в период ранней и средней взрослости. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 2, 187–205. https://doi.org/10.35231/1818-6653-2021-2-187

15. Личко, А. Е. (1983). Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд., доп. и перераб. Ленинград: Медицина.

16. Лукьянов, В. В. и др. (2013). Выгорание и профессионализация: научное издание. Курск: Курский государственный университет.

17. Лэнгле, A., (2008). Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа: теоретические исследования. Вопросы психологии. 2, 3–16.

18. Мальцева, С. М., Смирнова, Ж. В., Исаева, И. Ю., Назаркина, Е. С. (2020). Причины возникновения и профилактика синдрома эмоционального выгорания у студентов. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 9 2 (31), 348–350. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0902-0084

19. Михайлова, Н. Н., Юсфин, С. М. (2005). Тактики педагогической поддержки. Новые ценности образования, 5, 139–143.

20. Михайлова, Н. Н., Юсфин, С. М. (2014). Свободоспособность как результат развития субъектности ребенка в процессе педагогической поддержки. Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 20 (2),143–147.

21. Неруш, Т. Г. (2017). Основные этапы изучения феномена выгорания. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 17 (4.), 454–459.

22. Орел, В. Е., (2001). Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. Психологический журнал, 22 (1), 90–101.

23. Пряхина, М. В., Душкин, А. С., Гончарова, Н. А., Шаранов, Ю. А., Шахматов, А. В. (2021). Эмоциональное выгорание сотрудников полиции: феноменология и профилактика. Прикладная психология и педагогика, 6 (4), 25–42. https://doi.org/10.12737/2500-0543-2021-6-4-25-42

24. Freundenberger, H. J. (1974). Staff Burn-Out. Journal of Social Issues, 30 (1), 159–165. http://dx.doi.org/10.1111/j.1540-4560.1974.tb00706.x

25. Griffin, J. D., & Sun, I. Y., (2017). Do work-family conflict and resiliency mediate police stress and burnout: a study of state police officers. Am J Crim Just, 43, 354–370 (2018). https://doi.org/10.1007/s12103-017-9401-y

26. Kokkinos, C. M. (2007). Job stressors, personality and burnout in primary school teachers. Br. J. Educ. Psychol., 77 (1), 229–243. https://doi.org/10.1348/000709905X90344

27. Maslach, C. (1982). Burnout: The Cost of Caring. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

28. Maslach, C., Schaufeli, W. B., & Leiter, M. P. (2001). Job burnout. Annual Review of Psychology, 52, 397–422. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.52.1.397

29. Towbes, L. C., & Cohen, L. H. (1996). Chronic Stress in the Lives of College Students: Scale Development and Prospective Prediction of Distress. Journal of Youth and Adolescence. 25, 199–217. https://doi.org/10.1007/BF01537344


Войти или Создать
* Забыли пароль?