УДК 159.9 Психология
ГРНТИ 15.00 ПСИХОЛОГИЯ
ОКСО 37.05.02 Психология служебной деятельности
Введение. Быстрое развитие новых технологий предоставляет массу возможностей для повышения надежности деятельности сотрудников на объектах транспортной инфраструктуры. Вместе с тем возникают вопросы о способности самой системы безопасности непрерывно адаптироваться к новым требованиям и условиям. Увеличение количества глобальных вызовов, изменение конфигурации рисков и угроз, в том числе связанных с проведением специальной военной операции, вызывают потребность в принятии сотрудниками эффективных решений в ситуациях дефицита времени и иных ресурсов в целях недопущения перехода различных опасностей в акты незаконных вмешательств на транспортных узлах. Целью исследования является обоснование использования атрибутивной теории в вопросах познания сотрудниками полиции на транспорте опасных явлений и недопущения их перехода в акты незаконных вмешательств. Методологическим обоснованием исследования выступили концепции и подходы, направленные на изучение восприятия, социальной перцепции, понимания, представлений, социального интеллекта, феноменологии лжи и искажения информации. В результате проведенного теоретического исследования обоснована целесообразность рассмотрения атрибутивной теории как оптимальной для достижения поставленной нами цели. Сформулированы основные представления об атрибуции познания опасных явлений в деятельности сотрудников полиции на транспорте. Полученные результаты позволяют в дальнейшем определить психологические особенности, необходимые для надежного функционирования сотрудников полиции на транспорте по распознаванию опасных явлений и недопущению их перехода в акты незаконных вмешательств.
классификация угроз, представления об опасных явлениях, теория атрибуции, процессы понимания и познания, образы опасных явлений
1. Абульханова-Славская, К. А. (1991). Стратегия жизни: монография. Москва: Мысль.
2. Ананьев, Б. Г. (2001). Психология чувственного познания. Москва: Наука.
3. Барабанщиков, В. А., Суворова, Е. В. (2023). Выражение и восприятие мультимодальных эмоциональных состояний. Национальный психологический журнал, 18 (3), 106–127.
4. Бобнева, М. И. (1979). Психологические проблемы социального развития личности. В Социальная психология личности: сборник статей (стр. 35–62). Москва: Издательство «Наука».
5. Брудный, А. А. (1996). Наука понимать. Бишкек: Издательство Бишкекского университета.
6. Гостев, А. А. (2007). Психология вторичного образа: монография. Москва: Институт психологии РАН.
7. Голайденко, Л. Н. (2018). Метафора как когнитивное, языковое и эстетическое явление в художественной прозе (на примере лексики со значением образа). Филологические науки. Вопросы теории и практики, 4 (82), 332–336. https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-4-2.27
8. Духновский, С. В. (2023). Проблема темпоральных кадровых рисков сотрудников органов внутренних дел. В О. И. Городовая, О. С. Кравченко, А. А. Жаворонкова (сост.), 25 лет на службе Отечеству: сборник научных трудов, посвященный деятельности научных школ Санкт-Петербургского университета МВД России и приуроченной к 25-летию со дня его образования (стр. 193–197). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.
9. Завалова, Н. Д., Ломов, Б. Ф., Пономаренко, В. А. (1986). Образ в системе психической регуляции деятельности: монография. Москва: Издательство «Наука».
10. Знаков, В. В. (2012). Многомерный мир человека: типы реальности, понимания и социального знания. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 3, 18–29.
11. Леонтьев, А. Н. (2002). Потребности, мотивы, эмоции. В Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман (ред.), Психология мотивации и эмоций (стр. 75–79). Москва: ЧеРо.
12. Матюхин, О. И. (2021). Использование профайлинга в деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности на объектах воздушного транспорта. Академическая мысль, 3 (16), 123–125.
13. Маркова, А. К., Никонова, А. Я. (1978). Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя. Вопросы психологии, 40–48.
14. Мерлин, В. С. (2000). Индивидуальный стиль деятельности и его системообразующая функция. В Психология индивидуальных различий (стр. 128–139). Москва: ЧеРо.
15. Николаева, Е. В. (2019). Правовые меры по выявлению и предотвращению киберпреступлений в рамках защиты транспортной сети РФ. Океанский менеджмент, 1 (4), 10–14.
16. Олпорт, Г. (2002). Становление личности: Избранные труды (пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева). Москва: Смысл.
17. Пиаже, Ж. (1996). Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное. Вопросы психологии.
18. Пономарев, Я. А. (1983). Методологическое введение в психологию: монография. Москва: Издательство «Наука».
19. Рубинштейн, С. Л. (1999). Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер.
20. Ситников, В. Л. (2024). Об актуальности исследования социально-перцептивных образов сотрудников полиции. В Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции и технологии решения (Васильевские чтения – 2024): материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 26–27 апреля 2024 года, стр. 692–697). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.
21. Стрелков, Ю. К. (2010). Темпоральность трудовой деятельности. Национальный психологический журнал, 2 (4), 87–91.
22. Толочек, В. А. (2015). Cтили деятельности: ресурсный подход. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН».
23. Торндайк, Э., Уотсон, Дж. (1998). Принципы обучения, основанные на психологии. Психология как наука о поведении. Москва: АСТ-ЛТД.
24. Чуприкова, Н. И. (2009). Сознание в функциональной системе психического отражения, регуляции поведения и деятельности. Методология и история психологии, 4 (1), 113–129.
25. Шаранов, Ю. А. (1998). Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел (управленческо-развивающий подход): монография. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская академия МВД России.
26. Ядов, В. А. (2013). Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция: монография. Москва: ООО «Центр социального прогнозирования и маркетинга».
27. Guilford, J. P. (1967). The Nature of Human Intelligence. New York: McGraw-Hill Book Co.
28. Sloman, S. A. (1996). The empirical case for two systems of reasoning. Psychological Bulletin, 119 (1), 3–22. https://doi.org/10.1037/0033-2909.119.1.3
29. Tversky, A., & Kahneman, D. (1992). Advances in prospect theory: Cumulative representation of uncertainty. J Risk Uncertainty, 5, 297–323. https://doi.org/10.1007/BF00122574