Краснодар, Краснодарский край, Россия
УДК 331.101.3 Отношение к труду. Мотивация труда. Трудовая мораль.Стимулы к труду.
Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что во время проведения специальной военной операции меняются требования к качеству подготовки военных специалистов. Время, отводимое как на аудиторную, так и на самостоятельную работу, должно использоваться курсантами максимально эффективно. По-нашему мнению, этого можно достичь благодаря внедрению в образовательный процесс теории мотивации Портера – Лоулера. В работе также рассматривается вопрос о вариантах вознаграждения военнослужащих за приложенные усилия и достигнутые результаты (успехи). Методы. Педагогический эксперимент, анализ, синтез. Результаты. На основе анализа результатов эксперимента автор проводит оценку влияния вознаграждения, полученного по итогам выполнения научных задач, на мотивацию военнослужащих-курсантов и выявляет взаимосвязь между мотивацией, удовлетворенностью и эффективностью дальнейшего обучения. В статье приводятся результаты эксперимента, которые иллюстрируют эффективность применения теории на практике и имеют большое значение для разработки систем мотивации и поощрения курсантов, повышающих интерес к учебе.
теория, Портер, Лоулер, мотивация, курсант, условия, усилия, результат, награда, вознаграждение, удовлетворенность, эффективность
1. Измайлова Н. В., Борисова Н. Л., Михель А. В., Измайлова И. С. Статистический анализ мотивации курсантов военных вузов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2021. № 2 (62). С. 100–111.
2. Лымарев В. Н., Куряев Р. Х. Сущность и структурно-содержательное наполнение профессиональной мотивации курсантов военных вузов // Вопросы педагогики. 2020. № 10-2. С. 133–136.
3. Iancu D., Badea D. Perspectives On Using Theory Porter-Lawler Student Motivation Military / International conference “Knowledge-based organization”. 2015. Vol. XXI. № 1. P. 208–213; https://doi.org/10.1515/kbo-2015-0034.
4. Пантелеев С. Л. Адаптация теории мотивации Портера – Лоулера к современным условиям // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. 2004. № 17. С. 60–61.
5. Порядина В. Л., Лихачева Т. Г., Борисова А. А. Процессуальные теории мотивации // Цифровая и отраслевая экономика. 2022. № 2 (27). С. 15–21.
6. Донец С. А. Формирование и развитие учебной мотивации у курсантов военных вузов // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 71-4. С. 112–115; https://doi.org/10.18411/lj-03-2021-147.
7. Пашкин С. Б., Турчин А. С. Особенности динамики учебной мотивации курсантов военной образовательной организации высшего образования в процессе получения высшего образования // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2019. № 3 (8). С. 99–107.
8. Седельников Г. Д., Афанасьева Т. М. Способ оценки уровня мотивации курсантов к обучению в военном вузе // Специальная техника и технологии транспорта. 2020. № 5 (43). С. 202–205.
9. Банникова Е. Ю., Дмитриева О. В. Процессуальные теории мотивации и особенности их применения на практике / Актуальные проблемы экономики и управления в XXI веке : сборник научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию СибГИУ, г. Новокузнецк, 7–8 апреля 2015 г. Новокузнецк : Сибирский государственный индустриальный университет, 2015. Ч. 1. С. 111–115.
10. Бондаревская Е. В., Рзаева Л. Т. Психологические закономерности формирования эффективной системы мотивации студентов к проектной деятельности / Дни науки : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов, г. Великий Новгород, 18–19 апреля 2017 г. / под ред.: А. В. Костюковой. Великий Новгород : Новгородский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2017. С. 198–201.
11. Ткачев Р. В. Теоретические аспекты мотивации военно-профессиональной деятельности офицеров // Военный академический журнал. 2015. № 1 (5). С. 104–110.
12. Кнышов А. В., Моряк И. А. Анализ основных положений теории справедливости Джона Стейси Адамса // NovaUm.Ru. 2017. № 7. С. 105–108; https://doi.org/10.17513/vaael.2724.
13. Лункин А. Проблема в профессиональном образовании развития физической составляющей компетентности для повышения мотивированности в служебной деятельности по теории ожиданий Врума в обучении курсантов и слушателей в образовательных организациях высшего образования силовых структур России // International Independent Scientific Journal. 2021. № 28. С. 61–65.
14. Ериков А. П. Теория ожиданий Врума применительно к курсантам военных образовательных организаций высшего образования / Приоритетные направления развития системы военного образования : сборник научных трудов / под общ. ред. В. Ф. Купавского. Пермь : Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, 2018. С. 231–235.
15. Бурук А. Ф. Мотивация в образовательном процессе // Актуальные вопросы образования. 2019. Т. 3. С. 126–130.
16. Чуднова О. В. Управление стимулированием труда преподавателей современной высшей школы на основе модели мотивации Портера – Лоулера // Социодинамика. 2019. № 3. С. 13–17; https://doi.org/10.25136/2409-7144.2019.3.28826.
17. Лычагина С. В. Динамика профессиональной мотивации курсантов в процессе обучения // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2022. № 4 (21). С. 35–42.