Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
сотрудник с 01.01.2024 по настоящее время
Астраханское суворовское военное училище МВД России (курсы, начальник курса)
сотрудник с 01.01.2012 по 01.01.2023
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 37.026 Дидактические принципы
Введение. Профилактика девиантного поведения старших подростков является одной из актуальных современных социально-педагогических задач, которую в суворовских военных училищах МВД России призваны решить сотрудники подразделений курсов. Проблема состоит в их недостаточной компетенции, а также в отсутствии нормативов по организации соответствующей подготовки. Анализ психолого-педагогической области девиантного поведения старших подростков в отечественной и зарубежной литературе позволяет определить девиацию как отклонение от нормы, признанной в конкретных социальных условиях, а профилактику можно считать деятельностью, противостоящей негативным факторам ее возникновения. Целью настоящего исследования является обоснование эффективного способа подготовки сотрудников курсов суворовских военных училищ МВД России к работе по профилактике девиантного поведения у старших подростков. Методы исследования. Методологическую основу исследования составили гуманитарно-антропологический и андрагогический подходы, теория внутрифирменной подготовки. Исследование проводилось на базе одного из суворовских военных училищ МВД России с применением теоретических и эмпирических методов: анализ, обобщение, систематизация полученных данных, педагогическое проектирование, эксперимент, опрос и контент-анализ рефлексивных текстов. Результаты. Проведя анализ теории и практики формирования педагогических компетенций в условиях ограниченного временного ресурса и трудности обучения сотрудников вне училища, авторы в качестве основного вида подготовки выбрали внутрифирменную. Была создана модель такой подготовки сотрудников курсов на основании импликационной связи девяти процессуально-методических блоков, разработана соответствующая программа. Программа апробировалась с 2019 по 2024 гг. и в опытно-экспериментальной работе доказана ее результативность. Гипотеза настоящего исследования была подтверждена, цель достигнута путем последовательного решения задач. Перспективным видится дальнейшее исследование внутрифирменной подготовки как эффективного способа обучения сотрудников образовательных организаций МВД России.
образование взрослых, профессиональная подготовка, сотрудники курсов, суворовские военные училища МВД России, девиантное поведение, старшие подростки
1. Ананченкова, П. И. (2023). Современные модели внутрифирменного обучения. Вестник Московского гуманитарно-экономического института, 1, 265–276.
2. Антилогова, Л. Н. (2023). Характер межличностных отношений и уровень конфликтности девиантных подростков. Вестник Омского университета. Серия: Психология, 4, 39–48.
3. Илакавичус, М. Р. (2021). Антропопрактики в образовательном процессе организаций высшего образования системы МВД России. Преподаватель XXI век, 4 (1), 79–87. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2021-4-79-87
4. Селин, П. В., Илакавичус, М. Р. (2024). Подготовка начальствующего состава и педагогических работников суворовских военных училищ МВД России к совместной воспитательной деятельности: монография. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета МВД России.
5. Сенге, П. М. (2018). Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации (пер. с англ. Ю. Константиновой). Москва: Манн, Иванов и Фербер.
6. Сычугова, Л. П., Белозерова, А. В. (2021). Технология педагогических мастерских в условиях онлайн-обучения: лингвосинергетический подход. Вестник Вятского государственного университета, 3 (141), 69–78. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.21.035
7. Трошихина, Е. Г., Навдушевич, Г. В. (2023). Личностные предикторы ассертивности в подростковом и раннем юношеском возрасте. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 29 (3), 62–68. https:// doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3-62-68
8. Шустова, И. Ю. (2021). Общение со сверстниками: решение проблемы негативного статуса школьника. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология, 63, 114–130. https://doi.org/10.15382/ sturIV202163.114-130
9. Albakova, Z. A-M., Matanis, V. A., Zakasovskaia, I. N., Malaschenko, V. O., Ilkevich, B. V., Zharikov, Y. S., & Dzhamalkhanova, L. A. (2020). Psychological and pedagogical prevention of deviant behavior among the student youth (theory and practice of domestic studies). EurAsian Journal of BioSciences, 14 (2), 4085–4093.
10. Benzaghta, M. A., Elwalda, A., Mousa, M. M., Erkan, I., & Rahman, M. (2021). SWOT analysis applications: An integrative literature review. Journal of Global Business Insights, 6 (1), 55–73. https://www.doi.org/10.5038/2640-6489.6.1.1148
11. Cioban, S., Lazăr, A. R., Bacter, C., & Hatos, A. (2021). Adolescent Deviance and Cyber-Deviance. A Systematic Literature Review. Front. Psychol, 12, 748006. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.748006
12. Gao, L., Liu, J., Hua, S., Yang, J., & Wang, X. (2022). Teacher–student relationship and adoles-cents’ bullying perpetration: A moderated mediation model of deviant peer affiliation and peer pressure. Journal of Social and Personal Relationships, 39 (7), 2003–2021. https://doi. org/10.1177/02654075221074393
13. Goode, E. (2022). Deviant Behavior (13th ed.). New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781003285304
14. Granger, T. A., Cook, P. F., & Ramos, G. (2020). Adolescent Peer and Parent Relationships Into Emerging Adulthood. Western Journal of Nursing Research, 42 (2), 90–96. https://doi.org/10.1177/0193945919848439
15. Hall, G. S. (1904). Adolescence: Its psychology and its relations to physiology, anthropology, sociology, sex, crime, religion and education, Vol. 1. D Appleton & Company. https://doi.org/10.1037/10616-000
16. Hoshang, S., Hilal, T. A., & Hilal, H. A. (2021). Investigating the Acceptance of Flipped Classroom and Suggested Recommendations. Procedia Computer Science, 184, 411–418, https://doi.org/10.1016/j.procs.2021.03.052
17. Luo, M. M., & Chea, S. (2020). Wiki use for knowledge integration and learning: A three tier conceptualization. Computers & Education, 154, 103920, https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.103920
18. Mahoney, J., Patterson, L., & Hall, C. (2022). De Bono's six hats thinking strategy for all content areas. Kentucky Teacher Education Journal: The Journal of the Teacher Education Division of the Kentucky Council for Exceptional Children, 9 (1), 4. https://doi.org/10.61611/2995-5904.1039
19. Mamaraimova, Z. S. (2024). Psychological and pedagogical activities for the prevention of deviant behavior of adolescents. Modern Scientific Research International Scientific Journal, 2 (5), 327–334. https://doi.org/10.5281/zenodo.11655951
20. Martínez-Otero, V., & Leticia-Gaeta, M. (2022). Educational prevention of antisocial and delinquent behavior in Brazilian adolescents. Psicothema, 34 (4), 544–552. https://doi.org/10.7334/psicothema2022.118
21. Mayring, P. (2014). Qualitative content analysis: theoretical foundation, basic procedures and software solution. Klagenfurt.
22. Nelen, M. J. M., Blonk, A., Scholte, R. H. J., & Denessen, E. (2020). School-Wide Positive Behavior Interventions and Supports: Fidelity of Tier 1 Implementation in 117 Dutch Schools. Journal of Positive Behavior Interventions, 22 (3), 156–166. https://doi.org/10.1177/1098300719879621
23. Prati, G., & Tomasetto, C. (2022). Early pubertal development and deviant behavior: A three-year longitudinal study among early adolescents. Personality and Individual Differences, 193, 111621. https://doi.org/10.1016/j.paid.2022.111621
24. Sari, R. M., Sumarmi, S., Astina, I. K., Utomo, D. H., & Ridhwan, R. (2021). Increasing students critical thinking skills and learning motivation using inquiry mind map. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 16 (3), 4–19, https://doi.org/10.3991/ijet.v16i03.16515
25. Seddig, D. (2020). Individual Attitudes toward Deviant Behavior and Perceived Attitudes of Friends: Self-stereotyping and Social Projection in Adolescence and Emerging Adulthood. J Youth Adolescence, 49, 664–677. https://doi.org/10.1007/s10964-019-01123-x
26. Ye, J-H, Chen, M-Y., & Wu, Y-F. (2024). The Causes, Counseling, and Prevention Strategies for Maladaptive and Deviant Behaviors in Schools. Behavioral Sciences, 14 (2), 118. https://doi.org/10.3390/bs14020118
27. Zainal, V. R., & Hakim, A. (2023). In House Training Needs Analysis For Employees. Dinasti International Journal of Education Management And Social Science, 4 (6), 912–922.