Психолого-педагогические аспекты противодействия ментальной интервенции, направленной на разрушение самосознания военнослужащих
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Актуальность исследования, результаты которого нашли отражение в настоящей статье, определяется необходимостью и значимостью разрешения (сглаживания) противоречий, возникающих и обостряющихся в связи с ментальным противоборством, направленным на разрушение сознания представителей самых разных социальных групп. При этом главным направлением использования противником инструментария современного ментального противоборства становится воздействие на сознание и самосознание военнослужащих Российской армии. Связанные с таким воздействием проблемы сложны и многогранны, их исследуют представители военной науки, гуманитарных и иных научных областей. Объектом нашего исследования стали психолого-педагогические аспекты проблемы противодействия ментальной интервенции, направленной на разрушение самосознания курсантов – будущих офицеров Российской армии, а также выработка эффективных способов превенции ее негативного влияния на становление значимых личностно-профессиональных качеств защитников Отечества в образовательном процессе военных вузов. Методы. Проведение исследования потребовало использования методов сравнения и обобщения, абстрагирования и конкретизации, выведения логических следствий и формализации и др. Результаты. В настоящей статье представлены конкретизированные определения понятий, необходимых для глубокого и всестороннего изучения психолого-педагогических аспектов обозначенной проблемы, выделены и обоснованы следующие основные направления противодействия негативному влиянию ментальной интервенции: формирование в образовательном процессе военных вузов духовно-нравственной устойчивости будущих офицеров, профессиональной идентичности военнослужащих; развитие сознания и самосознания курсантов в контексте становления индивидуальной ментальности и духовно-нравственного иммунитета личности. Показаны перспективы разработки и реализации преподавателями и командирами военных вузов алгоритмов смыслового воспитания будущих офицеров.

Ключевые слова:
ментальная интервенция, профессиональное самосознание военнослужащих, духовно-нравственная устойчивость курсантов
Список литературы

1. Аникина, В. Г., Гришина, Н. В., Знаков В. В. и др. (2010). Психология субъекта и психология человеческого бытия: коллективная монография. Краснодар: Кубанский государственный университет, Институт психологии РАН.

2. Боголюбов, Ф. А. (1894). Взгляд генералиссимуса Александра Васильевича Суворова на религию в деле воспитания солдата. Санкт-Петербург: тип. "Арт. журн."

3. Валеева, Н. Ш., Хайруллова, Э. Т. (2013). Факторы становления профессиональной морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел. Вестник Казанского технологического университета, 16 (23), 300–304.

4. Веремчук, В. И., Мильяненко, А. И. (2022). Морально-психологическая устойчивость военнослужащих. В Оценка морально-политического и психологического состояния военнослужащих: методология и современные практики: материалы Международной научно-практической конференции (12 января 2022 года, Москва, стр. 5–13). Москва: ООО «Издательство «Спутник+»».

5. Картаполов, А. В. (2019, 15 мая). Наша цель – формирование воина-государственника. Газета «Красная звезда». URL: http://redstar.ru/nasha-tsel-formirovanie-voina-gosudarstven¬nika/?ysclid=m21re0abii94689101 (дата обращения: 14.03.2024).

6. Клименко, Е. А. (2018). Структурно-содержательные компоненты профессиональной ментальности учителя. Санкт-Петербургский образовательный вестник, 1-2 (17-18), 36–39.

7. Мещерякова, Е. И., Кочергин, В. Б. (2023). Особенности формирования морально-психологической устойчивости в условиях современного ментального противоборства. Международный электронный научный журнал, 3 (96), 70–75.

8. Никитин, В. С. (2021). Хронополитика и русскомыслие – ключ к победе в ментальной войне. Псков: Псковское возрождение. URL: https://rus-lad.ru/upload/iblock/98e/98e7fed-ef8b8ed6d4bf9073802867414.pdf

9. Оборина, Д. В. (1994). Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 2, 41–49.

10. Розанов, В. (2021). Технологии информационно-психологических войн. Российский литературный портал «Проза.ру». URL: https://proza.ru/2021/09/23/1422?ysclid=m-21vi1qp1648765731 (дата обращения: 12.03.2024).

11. Сунцова, Я. С. (2009). Понятие духовности в философии и психологии. Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2, 39–46.

12. Суслов, Д. В., Лопуха, А. Д., Марковчин, С. Г. (2020). Проблемы современного военного образования. ЦИТИСЭ, 1 (23), 47–56. http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.05

13. Столин, В. В. (1984). Самосознание личности. Москва: Издательство Московского университета.

14. Фельдштейн, Д. И. (2005). Тенденции и потенциальные возможности развития современного человека. Москва: Изд. дом Рос. акад. Образования.

15. Юнг, К. Г. (1991). Психология и религия: архетип и символ. Москва: Ренессанс.

16. Kaldis, B. (2010). Converging technologies. In D. Guston (Ed.), Encyclopedia of nanoscience and society (pp. 126–131). Thousand Oaks, CA: Sage. http://dx.doi.org/10.4135/9781412972093.n URL: http://www.academia.edu/929905/Converging_Technologies (дата обращения: 12.03.2024).

17. Schmidt, Jan C. (2007, April 26). NBIC-Interdisciplinary? A Framework for a Critical Reflection on Inter- and Transdisciplinary of NBIC-scenario. Georgia Institute of Technology. Working Paper, р. 2.


Войти или Создать
* Забыли пароль?