Чему учить участковых уполномоченных полиции, занимающихся административным надзором?
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. В Российской Федерации рецидив преступлений является серьезной проблемой еще и потому, что более половины всех преступлений совершаются рецидивистами, в том числе и лицами, в отношении которых установлен административный надзор. Анализ законодательства и практики профилактического воздействия определил проблемы адаптации поднадзорных лиц и недостатки в деятельности субъектов системы предупреждения рецидивной преступности – участковых уполномоченных полиции. В статье рассматривается одно из возможных решений проблемы – совершенствование подготовки участковых к индивидуальной профилактической работе с поднадзорными лицами. Целью исследования является определение содержания индивидуальной профилактической работы участковых уполномоченных полиции с лицами, в отношении которых установлен административный надзор. Методы и методики исследования. Методология педагогической науки применяется для изучения представлений специалистов и обучающихся о сущности индивидуальной профилактической работы, знаниях, умениях и навыках, необходимых для ее осуществления. В качестве методов исследования были использованы опросник и анализ полученных данных. Экспертам было предложено ответить на вопросы, касающиеся их опыта и подходов к индивидуальной профилактической работе с лицами, в отношении которых установлен административный надзор. Полученные данные были подвергну ты статистическому анализу с целью выявления общих тенденций и особенностей. Выборка: 10 экспертов – действующих сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности участковых уполномоченных полиции и проходящих службу в пяти регионах Российской Федерации; 88 курсантов Санкт-Петербургского университета МВД России и Краснодарского университета МВД России. Эмпирическое исследование нацелено на определение содержания индивидуальной профилактической работы участковых уполномоченных полиции с лицами, в отношении которых установлен административный надзор, путем опроса экспертов – действующих сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности участковых уполномоченных полиции и проходящих службу в пяти регионах Российской Федерации. Результаты исследования. Анализ результатов исследования показывает, что для повышения эффективности индивидуальной профилактической работы необходимо совершенствовать содержание подготовки участковых уполномоченных полиции. Участковый должен понимать социальные и психологические закономерности криминализации поднадзорных лиц, уметь оценивать факторы риска рецидивного поведения и выстраивать систему мер воспитательного противодействия. Данный аспект работы будущих участковых уполномоченных полиции недостаточно представлен в содержании профессиональной подготовки в образовательных организациях высшего образования МВД России.

Ключевые слова:
профессиональная подготовка, индивидуальная профилактическая работа, дополнительное профессиональное образование, административный надзор, компетенция
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Абатуров, А. И. (2023). К вопросу о постпенитенциарном поведении лиц, в отношении которых установлен административный надзор. Вопросы современной науки и практики, 1 (8), 5-8.

2. Абуталипов, А. Р. (2019). Теоретико-методологические и ключевые проблемы исследования процесса ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в условиях современной России: монография. Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет.

3. Душкин, А. С. (2024). Особенности постпенитенциарной ресоциализации: психолого-правовой аспект. Прикладная юридическая психология, 1 (66), 28–38.

4. Душкин, A. С., Клишков, B. Б., Нериков, М. Ф. (2023). Зарубежный опыт постпенитенциарного (административного) надзора, за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Право и образование, 7, 59–65.

5. Злоказов, К. В. (2023). Социально-психологический подход к адаптации лиц, находящихся под административным надзором: анализ зарубежного опыта. Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России, 1 (97), 205–214. https://doi.org/10.35750/ 2071-8284-2023-1-205-214

6. Мироненкова, О. Л. (2021). Развитие профессионально-педагогических компетенций сотрудников Центров временного содержания несовершеннолетних. Человеческий капитал, 6 (150), 162–172. https://doi.org/10.25629/HC.2021.06.17

7. Сорока, А. В. (2021). Возрастные особенности готовности к ресоциализации личности в постпенитенциарный период. Психология и право, 11 (2), 106–119. https://doi. org/10.17759/psylaw.2021110208

8. Хальзов, В. И., Ермаков, А. Г. (2018). Подготовка участковых уполномоченных полиции в образовательных организациях МВД России к профилактической работе с населением: монография. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации.

9. Хван, И. И. (2020). Постпенитенциарный процесс ресоциализации осужденных: проблемы и пути их решения. Бюллетень науки и практики, 6 (7), 300–306.

10. Яковлева, М. А. (2018). Психолого-педагогический подход участкового уполномоченного полиции в деятельности по профилактике преступности. В Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2018): материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 29–30 марта 2018 года, стр. 445–448). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации.

11. Khokhar, J., Qamar, J., Nadeem, A., Mazhar, B., Pir, M., & Ali, S. (2019). Probation, criminal justice system and rehabilitation of offenders: case of Punjab province. Lahore, 31 (3), 385–390.

12. Guilfoyle, M. (2013). Transforming Rehabilitation: the end of the Probation Service? Criminal Justice Matters, 92 (1), 38–39. https://doi.org/10.1080/09627251.2013.805378


Войти или Создать
* Забыли пароль?