Калининград, Калининградская область, Россия
Введение. Внедрение в общественную практику парадигмы «lifelong learning» приводит к постоянному возрастанию потребности в мобильном образовании, с помощью которого выстраиваются индивидуальные образовательные траектории. Одной из наиболее популярных форм реализации этой потребности являются онлайн-курсы в Интернете, получающие в последние годы все более широкое распространение. Автор отмечает наличие двух существенных проблем, касающихся организации курсов по риторике в Интернете: 1) отсутствие единых подходов к пониманию общих принципов и приемов преподавания на курсах в Интернете; 2) отсутствие сформулированных критериев отбора содержания для курсов по риторике в Интернете.В связи с этим целью исследования является описание тех педагогических принципов, на которых должно строиться обучение на онлайн-курсах по риторике, с тем чтобы они отвечали общим требованиям, заложенным в Федеральный государственный образовательный стандарт. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: проанализировать содержание наиболее популярных курсов по риторике, предлагаемых в настоящее время в Интернете; сформулировать основные подходы к преподаванию в рамках онлайн-курсов; оценить специфику использования этих подходов на курсах по риторике.Методы. Для решения поставленных задачи оценки собранных фактов использовалась совокупность дополняющих друг друга общенаучных (синтез, абстрагирование,аналогия и др.), педагогических (обобщение педагогического опыта; диагностика уровня проявления профессионального потенциала преподавателей; оценка эффективности применяемых методов обучения и др.) и филологических (дискурс-анализ, риторический анализ и др.) методов.Результаты. Установлено, что системный подход к отбору контента требует соблюдения следующих педагогических принципов: научности, избыточности (вариативности), полимодальности. Синергетический подход к организации процесса обучения требует соблюдения принципов персонализации, интерактивности, самоорганизации, целесообразности. Акмеологический подход к мотивации учащихся требует соблюдения принципов успешности, практикоориентированности,личностной ориентированности обучения. В целом при определении наиболее оптимального соотношения разных методов и подходов следует руководствоваться принципом соразмерности.
Онлайн-курс, риторика, методика преподавания риторики, системный подход в образовании, синергетический подход в образовании, акмеологический подход в образовании, эффективность образования.