сотрудник
Россия
Введение. В своей основе данная статья направлена на то, чтобы показать действительное существование диалектики как универсальной объективной закономерности, действием которой пронизано и бытие, и мышление человека. Ядро диалектики составляет закон единства и борьбы противоположностей. В статье критикуется позиция известного логика А.А.Ивина, идеализирующего формальную логику с её запретом противоречия и на этом основании отрицающего материалистическую диалектику, диалектическое противоречие, которое является источником движения, развитие, жизненности. Никакого противоречия не должно быть в понятиях – таков формально-логический подход. Из этого, в частности исходил древнегреческий философ Зенон, попытавшийся в своих четырёх апориях опровергнуть движение, то есть, противоречие, сводя движение к сумме состояний покоя. Фактически на той же позиции стоит и наш современный философ А.А.Ивин, при этом рассматривающий диалектику в лучшем случае, как фрагмент или раздел формальной логики. В возражение этому приводится позиция диалектика Гегеля, который увидел проявление диалектического противоречия, движение и в формальной логики (в законах тождества, противоречия, исключённого третьего). В статье формально-логический запрет противоречия, и диалектическое противоречие рассматривается как две противоречивые части единого целого (тождество противоположностей). Методы. В ходе исследования использовались общенаучные методы – диалектики, систематизации и обобщения научной информации, исторический метод и другие. Результаты. Показано, что формальная логика отрицает объективную истину и, наоборот, диалектика неразрывно связана с объективной истиной, для достижения которой, например, в уголовном процессе требуется учитывать правила диалектической логики о всесторонности исследования предмета в его конкретности, практика – критерий истины, объективная истина есть процесс постепенного постижения и др. Подчёркивается, что к истинной цели нельзя прийти, не истинным путём, например, в уголовном процессе, используя обвинительный уклон, предвзятость, хотя к этому располагает характерный для состязательного УПК РФ подход «состязание для состязания» – победа за сильнейшим. Отмечается что диалектическое мышление человека выше, чем запрограммированное «цифровое мышление робота».
формальная логика, диалектика, диалектическое противоречие, запрет противоречия, тавтология, закон тождества, объективная истина