Проблема социализации человека в научно-исторической ретроспективе и современном междисциплинарном дискурсе
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. В статье представлено системное междисциплинарное изложение теоретических основ исследования феномена социализации. В настоящее время в социальной сфере феномен социализации сам представляет собой социальную проблему, что вызвано, по мнению ученых, комплексом динамично меняющихся социальных, экономических, политических, культурологических условий и обстоятельств, способствующих возникновению трансформационных процессов социума в целом. Методы исследования. Характеризующие социализацию результаты исследования представлены в статье на основе некоторых методов социально-гуманитарных наук: теоретических (восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, реферирование), обсервационных (прямое, включенное, косвенное наблюдение); диагностических (интервьюирование, анализ документов); праксиметрических (изучение и обобщение опыта и продуктов профессиональной деятельности) и пр. Результаты исследования. Прежде всего это процессы в современном российском социуме, которые объективно меняют содержание и механизмы социализации человека. В связи с этим стало возможным говорить о превращении феномена социализации в самостоятельную социальную и научно-исследовательскую проблему. Вышесказанным определяется принципиальная по значимости необходимость тщательно изучить социализацию человека в ее современных условиях как актуальную социальную и педагогическую проблему в контексте социально-гуманитарных отраслей человекознания, прежде всего в области философии, социологии и педагогики. Расширяя предметное поле социально-гуманитарного знания, представленные в статье материалы могут послужить стимулом к дальнейшему научному осмыслению проблематики социализации человека, а также быть использованы при профессиональной подготовке и профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы.

Ключевые слова:
междисциплинарное исследование, социальная проблема социализация, воспитание, развитие, субъект-объектный подход, субъект-субъектный подход, социальная сфера, социализированность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Арапова П. И., Борисова М. М., Воропаев М. В. [и др.]. Рекомендации по разработке комплекса мер по преодолению дефицитов в функционировании (поддержке) институтов воспитания и социализации подрастающего поколения в современном мегаполисе : монография. – Москва: Известия института педагогики и психологии образования, 2022. – 128 с.

2. Илакавичус М. Р. Исследование разновозрастных сообществ: философско-культурологический аспект // Человек и образование. – 2013. – № 2 (35). – С. 70–73.

3. Илакавичус М. Р., Иванов Е. Ю. Педагогическое сопровождение социализации воспитанников суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения на основе гуманитарно-антропологического подхода // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2022. – № 95 (1). – С. 156–162.

4. Леванова Е. А., Мудрик А. В., Серякова С. Б., Пушкарева Т. В., Тарабакина Л. В., Звонова Е. В. Воспитание как процесс эффективного функционирования метасистемы «личность – группа – общество» // Вестник Вятского государственного университета. – 2020. – № 137 (3). – С. 65–75.

5. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. – 1992. – № 2. – С. 118–124.

6. Мудрик А. В. Социализация – поле системных изменений // Вопросы воспитания. – 2014. – № 4. – С. 49–51.

7. Мудрик А. В., Яковлева М. Г. Социально-педагогическая виктимология : монография. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. – 396 с.

8. Мудрик А. В. Социализация: новации последних десятилетий // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 3. – С. 6–15. doi:https://doi.org/10.15293/1813–4718.2303.01.

9. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль: Тексты / под ред. В. И. Добренькова. – Москва: Издательство МГУ, 1994. – С. 246–262.

10. Педагогическое наследие В. А. Сластенина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития : монография / отв. ред. Л. С. Подымова, Н. А. Подымов. – Москва: Московский государственный педагогический университет, 2020. – 290 с.

11. Звонова Е. В., Зотова О. Н., Ильин В. А., Леванова Е. А., Мудрик А. В., Перминова А. А., Пушкарева Т. В., Серякова С. Б., Тарабакина Л. В. Социально-педагогические основы теоретических и оперантных моделей муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе : монография / под ред. А. В. Мудрика. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2023. – 368 с. doi:https://doi.org/10.31862/9785426311947.

12. Тамарская Н. В., Никитская Е. А., Никитский М. В. Научная школа «Социализация и воспитание» // Научные школы Московского педагогического государственного университета : очерки / отв. ред. А. В. Лубков. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2023. – Вып. 2 – С. 213–224.

13. Inkeles A., Smith D. H. Becoming modern: individual change in six developing countries. – London: Heinemann, 1974. – 436 p.

14. Goffman E. The presentation of self in everyday life. – Edinburgh: University of Edinburgh, 1956. – 162 p.

15. Mollenhauer K. Einführung in die Sozialpädagogik. Probleme und Begriffe. – Weinheim: Beltz, 1965. – 141 s.

Войти или Создать
* Забыли пароль?