Определение приоритетных направлений и тематики научно-педагогических исследований: критерии актуальности и субъекты
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Определение приоритетных направлений и тематики научно-педагогических исследований обусловливает перспективы развития педагогической науки, содержание и характер реформирования образования, способы и средства модернизации педагогических систем, варианты трансформации подготовки педагогов и их практической деятельности. Выявление состава субъектов этой деятельности, а также критериев, которыми они руководствуются, позволит педагогам-исследователям более точно формулировать темы для своих исследований и обосновывать их актуальность. Методы: анализ научно-педагогической литературы и нормативных правовых актов в сфере образования и науки; систематизация результатов анализа; обобщение полученных научных представлений в форме выводов. Результаты. Субъектами разработки главных направлений и актуальной тематики педагогических исследований являются: российское государство и общество, министерства и ведомства, Российская академия образования, научно-педагогические школы, авторы и их научные руководители (консультанты). Соответствующими критериями, которые должны учитываться в выборе тем и обосновании их актуальности, служат приоритеты экономической политики страны, потенциал практической полезности для различных социальных групп, ведомственная обеспеченность ресурсами для проведения исследований, аналитические критерии экспертного сообщества ученых РАО, потребности развития концепций научных школ, научные интересы авторов исследований и их научных руководителей (консультантов).

Ключевые слова:
научно-педагогическое исследование, тема исследования, направление исследования, субъект разработки тематики, актуальность, критерии актуальности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Ардашкин И. Б. Социокультурная обусловленность постановки и решения научных проблем в современном научном познании // Известия Томского политехнического университета. – 2011. – Т. 318. – № 6. – С. 78–84.

2. Дежина И. Г., Киселева В. В. Тенденции развития научных школ в современной России. – Москва: ИЭПП, 2009. – 164 с.

3. Грезнева О. Ю. Научные школы как педагогическое явление // Образование и наука. – 2002. – № 5 (17). – С. 33–51.

4. Неумоева-Колчеданцева Е. В., Закирова А. Ф. Организационно-методическое сопровождение педагога как субъекта исследовательской деятельности : монография. – Тюмень: ТюмГУ-Press, 2022. – 166 с.

5. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. – Москва: Либроком, 2010. – 280 с.

6. Загвязинский В. И. О социальной значимости и востребованности педагогических исследований [Электронный ресурс] // Образование и наука: сайт. – URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/484 (дата обращения: 02.06.2023).

7. Сериков В. В. Педагогическая реальность и педагогическое знание. Опыт методологической рефлексии : монография. – Москва: Редакционно-издательский дом Российского нового университета, 2018. – 291 с.

8. Анцупов А. Я., Аристер Н. И., Вахнина В. В. и др. Стратегия и практика достижений высшей квалификации субъектом инновационного труда: монография / под общ. ред. С. И. Пахомова, В. Л. Кубышко. – Москва: БукиВеди, 2018. – 550 с.

9. Асмолов А. Г., Битюцкая Е. В., Братусь Б. С., Леонтьев Д. А., Ушаков Д. В. Диалоги о/в поле смыслов: к 120-летию со дня рождения Алексея Николаевича Леонтьева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2023. – Т. 46. – № 2. – C. 5–22.

10. Павличенко Н. В. Диссертационное исследование: технологии подготовки: в 2-х частях : монография. – Москва: Проспект, 2023. – Часть 2. – 360 с.

11. Сердюк Н. В. Педагогическая герменевтика в полицейском менеджменте : монография. – Москва: Академия управления МВД России, 2014. – 51 с.

12. Гайдамашко И. В. Стратегия и практика достижения высшей квалификации субъектом инновационного труда : монография / под ред. С. И. Пахомова. – Москва: БукиВеди, 2016. – 541 с.

13. Иванова С. В. Черный квадрат научной коммуникации: актуальность, цель, методы, единица анализа // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. – 2021. – № 3. – С. 140–157.

14. Краевский В. В. Методологические характеристики научного исследования // Школьные технологии. – 2010. – № 2. – С. 11–23.

15. Павличенко Н. В. Диссертационное исследование: технологии подготовки. – Москва: Проспект, 2019. – 368 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?