О структуре личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. В статье представлен теоретико-эмпирический анализ проблемы исследования личностной ответственности в отечественной и зарубежной психологии. Описаны результаты проведенного экспериментального исследования личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России. Цель исследования состояла в выявлении структурных элементов личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России. Эмпирическое исследование было проведено в Академии права и управления ФСИН России. В нем приняли участие 165 курсантов с 1-го по 5-й курс. На каждом курсе было по 33 испытуемых. Научная проблема состоит в изучении личностной ответственности курсантов образовательной организации ФСИН России и определении ее структурных элементов. Методы и методики исследования. Для определения структурных элементов личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России использовался следующий комплекс методов и методик: «Многомерно-функциональная диагностика ответственность-110 (ОТВ-110)» (В. П. Прядеин, О. В. Мухлынина); «Методика 16 PF (форма С)» (Р. Кеттелла); «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан); «Опросник нравственной надежности (ОНН)» (Е. Ю. Стрижов); «Тест-опросник самоотношения – ОСО» (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев). В результате проведенного исследования выявлено: в структуру личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России входят: 1) регуляторно-динамический; 2) личностный; 3) мотивационно-смысловой компоненты. Регуляторно-динамический компонент включает эргичность, стеничность, интернальность. Личностный компонент составляют эмоциональная устойчивость, самоотношение, самоконтроль эмоциональных реакций, уровень эмпатии, способность решать личностные и операциональные трудности. Мотивационно-смысловой компонент состоит из социоцентричности, осмысленности, признания ответственности перед нормами, понимания необходимости соблюдения норм, уровня мотивации достижения.

Ключевые слова:
личностная ответственность, структура личностной ответственности, компоненты личностной ответственности, уголовно-исполнительная система, сотрудники, курсанты, образовательные организации, ФСИН России
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). – Москва: Модэк, 1999. – 216 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – Москва: Мысль, 1991. – 299 с.

3. Ганишина И. С., Коноплин Н. Ю. К вопросу о формировании готовности курсантов образовательных организаций ФСИН России к воспитательной работе с осужденными // Перспективы науки. – 2019. – № 10 (121). – С. 214–216.

4. Заргаров А. В. Методы и методики диагностики личностной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Антропоцентрические науки в образовании: сборник научных статей XVIII Международной научно-практической конференции, Воронеж, 17–19 апреля 2023 года / редкол.: Э. П. Комарова (отв. ред.) [и др.]. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2023. – С. 229–231.

5. Заргаров А. В., Гаврина Е. Е. Влияние профессиональной ответственности на формирование репутации курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний // Человек: преступление и наказание. – 2023. – Т. 31. – № 3. – С. 477–488.

6. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. – Москва: Айрис-пресс, 2004. – 480 с.

7. Минкина Н. А. Воспитание ответственностью. – Москва: Высшая школа, 1990. – 143 с.

8. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Ленинград: Наука, 1983. – 240 с.

9. Прядеин В. П. Ответственность как системное качество личности : монография. – Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т, 2001. – 200 с.

10. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 352 с.

11. Сафин В. Ф. Психологическая сущность ответственности личности // Теория и практика формирования коммунистического сознания. – Уфа, 1986. – 129 с.

12. Сафин В. Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования. – Уфа: Гилем, 2004. – 258 с.

13. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. – Москва: Политиздат, 1972. – 303 с.

14. Стрижов Е. Ю. Валидность личностного опросника нравственной надежности специалиста // Акмеология. – 2009. – № 3 (31). – С. 67–70.

15. Токарев В. С. Ответственность личности как социально-педагогическая проблема // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 2. – С. 241 – 255.

16. Леонтьев Д. А. Феномен ответственности: между недержанием и геперконтролем / Экзистенциональное измерение в консультировании и психотерапии. – Бирштонас; Вильнюс: ВЕАЭТ, 2005. – Т. 2. – С. 7–22.

17. Плахотный А. Ф. Проблема социальной ответственности. – Харьков: Вища школа : Изд-во при Харьк. ун-те, 1981. – 190 с.

18. Калашникова М. М. Психология ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях : монография. – Рязань : Академия ФСИН России, 2015. – 171 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?