сотрудник с 01.01.2021 по настоящее время
Ярославль, Ярославская область, Россия
УДК 159.9 Психология
В статье анализируется отклоняющееся поведение, которое часто является следствием цифровизации, а также фактором, нарушающим социальную адаптацию современных подростков. Приводится анализ представлений о социальной адаптации подростков в условиях цифровизации в отечественной и зарубежной психологии. В исследовании приняли участие 1093 подростка, играющих в компьютерные игры разных жанров, отличающиеся численностью игроков, а также особенностями дизайна игры, задач и действий, которые ставятся перед пользователем. Использованы следующие методики: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. Солдатова и др.); методика диагностики степени готовности к риску (А. Шуберт); методика диагностики мотивации успеха и мотивации боязни неудачи (А. Реан); методика смысложизненных ориентаций (Д. Леонтьев); методика диагностики личности на мотивацию к успеху и избеганию неудач (Т. Элерс); опросник «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (И. Баева); методика субъективной оценки ситуативной и личностной тревожности (Ч. Спилбергер); методика диагностики социальной компетентности обучающегося (А. Прихожан); Томский опросник ригидности (Г. Залевский); методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Орел). Обсуждается влияние факторов интернет-среды на психологические особенности подростков. Проанализирована взаимосвязь психологических особенностей подростков, предпочитающих такие жанры компьютерных игр, как ММО, MOBA. Обнаружены различия между параметрами социальной адаптации и склонности к отклоняющемуся поведению у подростков, предпочитающих разные жанры компьютерных игр. Для подростков, предпочитающих компьютерные игры жанра MOBA, характерны высокие показатели мотивационной основы деятельности, показатели степени готовности к риску, а также общей ригидности, волевой контроль эмоциональных реакций в данной группе существенно ниже, в отличие от группы подростков, предпочитающих жанр ММО.
подростки, социальная адаптация, отклоняющееся поведение, цифровизация, компьютерные игры, жанр ММО, жанр MOBA
1. Адамчук, Д. В., Дозорцева, Е. Г., Ениколопов, С. Н. и др., Реан, А. А. (ред.) (2016). Психология девиантности. Дети. Общество. Закон: монография. Москва: Юнити-Дана.
2. Выготский, Л. С. (2005). Психология развития человека. Москва: Смысл; Эксмо.
3. Дозорцева, Е. Г., Кирюхина, Д. В. (2020). Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков. Прикладная юридическая психология, 1, 80-87. https://doi.org/10.33463/2072-8336.2020.1(50).080-087
4. Карпов, А. В. (2021a). Методологические основы психологического анализа информационной деятельности: монография. Ярославль: Филигрань.
5. Карпов, А. В. (2021b). Структура и сущность субъективной реальности: В 2 томах. Том 1. Сенсорика. Процессы. Сознание. Ярославль: Филигрань.
6. Комлев, Ю. Ю. (2020). Цифровизация, сетевизация общества постмодерна и развитие цифровой криминологии и девиантологии. Вестник Казанского юридического института МВД России, 1 (39), 31-40. https://doi.org/10.24420/KUI.2020.39.1.00
7. Нестик, Т. А. (2018). Отношение к глобальным рискам у геймеров с разным предпочитаемым типом компьютерных игр. Психологические исследования, 11 (62), 1. http://psystudy.ru/index.php/179-v11n62/1649-nestik62.html
8. Реан, А. А., Коновалов, И. А. (2021). Оценка педагогами подростковой агрессивности: социально-перцептивные аспекты и готовность к вмешательству. Российский девиантологический журнал, 1 (2), 276-295. https://doi.org/10.35750/2713-0622-2021-2-276-295
9. Реан, А. А., Коновалов, И. А., Кузьмин, Р. Г. (2021). Анализ лучших практик поддержки семьи и детства в современной России: проблема доказанной эффективности. Педагогика, 4 (85), 47-59.
10. Реан, А. А., Шевченко, А. О. (2022). Геймификация для развития эмпатии и профилактики буллинга как формы девиантного поведения. Российский девиантологический журнал, 2 (3), 288-298. https://doi.org/10.35750/2713- 0622-2022-3-288-298
11. Серебренникова, А. В. (2020). Криминологические проблемы цифрового мира (цифровая криминология). Всероссийский криминологический журнал, 14 (3), 423-430. https://doi.org/10.17150/2500-4255.2020.14(3).423-430
12. Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И., Нестик, Т. А. (2017). Цифровое поколение России: компетентность и безопасность: монография. Москва: Смысл.
13. Brighi, A., Menin, D., Skrzypiec, G., Guarini, A. (2019). Young, bullying, and connected. Common pathways to cyberbullying and problematic internet use in adolescence. Frontiers in Psychology, 10, 1467. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01467
14. Dirksen, J., & Ditommaso, D., & Plunkett, C. (2019). Augmented and Virtual Reality for Behavior Change. The Learning Guild. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.23504.35842
15. Freedman, S. A., Dayan, E., Eitan, R. (2022). An internet based virtual reality intervention for preventing posttraumatic stress disorder. Front. Virtual Real, 3. https://doi.org/10.3389/frvir.2022.831051
16. Holdnack, J. A. (2019). The development, expansion, and future of the WAIS-IV as a cornerstone in comprehensive cognitive assessments. In Handbook of psychological assessment (pp. 103-139). Academic Press. https://doi.org/10.1016/B978-0-12- 802203-0.00004-3
17. Hussain, Z., & Griffiths, M. D. (2018). Problematic social networking site use and comorbid psychiatric disorders: A systematic review of recent large-scale studies. Frontiers in Psychology, 9, 686. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2018.00686
18. Li, J. B., Mo, P. K. H., Lau, J. T. F. et al. (2018). Online social networking addiction and depression: The results from a large-scale prospective cohort study in Chinese adolescents. Journal of Behavioral Addictions, 7 (3), 686-696. https://doi.org/10.1556/2006.7.2018.69
19. Machimbarrena, J. M., Calvete, Е., Fernández-González, L., Álvarez-Bardón, А., Álvarez-Fernández, L., & González-Cabrera, J. (2018). Internet risks: An overview of victimization in cyberbullying, cyber dating abuse, sexting, online grooming and problematic Internet use. International Journal of Environmental Research and Public Health, 15 (11). https://doi.org/10.3390/ijerph15112471
20. Memon, A. M., Sharma, S. G., Mohite, S. S., & Jain, S. (2018). The role of online social networking on deliberate self-harm and suicidality in adolescents: A systematized review of literature. Indian Journal of Psychiatry, 60 (4), 384-392. https://doi.org/10.4103/psychiatry.IndianJPsychiatry_414_17
21. Patchin, J. W., Hinduja, S. (2017). Digital Self-Harm among Adolescents. Journal of Adolescent Health, 61 (6), 761-766. https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2017.06.012
22. Rogers, M., Rumley, T., & Lovatt, G. (2019). The Change Up Project: Using Social Norming Theory with Young People to Address Domestic Abuse and Promote Healthy Relationships. Journal of Family Violence, 34, 507-519. https://doi.org/10.1007/ s10896-018-0026-9
23. Rasskazova, E., & Soldatova, G. (2019). Digital Socialization of Russian Adolescents: Internet as Constant Dimension of Any Activities. In T. Martsinkovskaya, & V. R. Orestova (Eds.), Psychology of Subculture: Phenomenology and Contemporary Tendencies of Development, vol 64. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 693-701). Future Academy. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.90
24. Suler, J. (2004). The Online Disinhibition Effect. Cyberpsychology & behavior, 7 (3), 321-326. https://doi.org/10.1089/1094931041291295
25. Varela, J. J., Sirlopú, D., Melipillán, R., Espelage, D., Green, J., & Guzmán, J. (2019). Exploring the influence school climate on the relationship between school violence and adolescent subjective well-being. Child Indicators Research, 12 (6), 2095-2110. https://doi.org/10.1007/s12187-019-09631-9