Гендерные особенности проявления фаббинга у курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. В настоящее время одним из популярных средств социального взаимодействия является смартфон. Однако у психологов растет обеспокоенность тем, что смартфонами часто пользуются в неподходящей обстановке, пренебрегая общением с собеседником. В статье представлены результаты исследования феномена фаббинга как пренебрежительного отношения к кому-либо в социальной среде, когда партнер сосредоточивает все внимание на своем мобильном телефоне. Фаббинг значительно снижает качество общения и удовлетворенность отношениями в диадической беседе. В статье рассматривается привлекательная, но все еще ограниченная область исследований, изучающая феномен фаббинга в образовательных организациях МВД России. Цель исследования состояла в определении гендерных особенностей проявления фаббинга у курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России. Методология, методы и методики. В анализе проявления фаббинга использовался комплекс эмпирических и математико-статистических методов. Эмпирические данные были получены с помощью следующих методик: шкала фаббинга, состоящая из 10 вопросов (Karadağ et al., 2015); четырехфакторная общая шкала фаббинга (GSP), состоящая из 15 вопросов, направленных на оценку опыта подверженности фаббингу. В качестве важных факторов выделены: номофобия, межличностный конфликт, самоизоляция, признание проблемы; тест интернет-зависимости Кимберли Янг (Internet Addiction Test, IAT), перевод и модификация В. А. Лоскутовой (Буровой). Статистическая обработка материалов исследования выполнена с помощью стандартных статистических процедур. Использовались специализированные пакеты прикладных программ «Excel» и «IBM SPSS Statistics 22.0», обеспечивающие вычисление одномерных статистик и сравнительный анализ. Исследование проведено в Санкт-Петербургском университете МВД России в 2023 году среди курсантов 1–4-х курсов. Выборка составила 1054 респондента от 17 до 26 лет, средний возраст 19,99 ± 1,495; из них 561 мужчина (53,2%) и 493 женщины (46,8%). Результаты исследования. Сравнительный анализ проявления фаббинга у курсантов мужского и женского пола показал значимые гендерные различия по факторам «номофобия» и «признание проблемы». Исходя из отрицательных средних значений можно сделать вывод об отсутствии фаббинга среди курсантов. Установлено, что курсанты мужского пола менее склонны к зависимости от телефона и признанию проблемы зависимости, чем женщины. При изучении гендерных особенностей интернет-зависимости значимых различий между полами не обнаружено. Научная новизна. Впервые проведено исследование гендерных особенностей проявления фаббинга у обучающихся образовательных организаций МВД России. В результате исследования уточнены социально-психологические признаки фаббинга в образовательной среде. Практическая значимость. Полученные результаты исследования представляется возможным использовать в процессе обучения и психологического сопровождения курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России.

Ключевые слова:
фаббинг, интернет-зависимость, кибер-аддикция, виртализация общества
Список литературы

1. Григорьев, Н. Ю., Чвякин, В. А. (2021). Фаббинг как неопределенное явление в структуре социальной девиантологии. Гуманитарий Юга России, 10(2), 27-37. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.2.2

2. Екимчик, О. А., Крюкова, Т. Л. (2022). Адаптация методик измерения фаббинга в близких отношениях: Шкала фаббинга Карадага и Шкала партнерского фаббинга Робертса. Консультативная психология и психотерапия, 30(3), 112-128. https://doi.org/10.17759/cpp.2022300307

3. Зотова, Д. В., Розанов, В. А. (2020). Патологическое использование и зависимость от социальных сетей - анализ с позиций феноменологии аддиктивного поведения. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 10(2), 158-183. https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.204

4. Козулина, Н. С., Карачев, А. Ю. Ахмедзянова Е. В. (2016). Фаббинг - неблагоприятный фактор в формировании компетенций у студентов вузов. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 10(66), 56-65. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2016-10-56-65

5. Максименко, А. А., Дейнека, О. С., Духанина, Л. Н., Сапоровская, М. В. (2021). Фаббинг: особенности аддиктивного поведения молодежи. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 4, 345-362. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1822

6. Рагозинская, В. Г. (2021). Проблема фаббинга в психологии: обзор научной литературы. Известия высших учебных заведений. Уральский регион, 2, 67-95. EDN: XZQDNX

7. Усанова, Д. О. (2013). Виртуальная культура: концептуальные подходы к осмыслению. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 4(36), 70-75.

8. Хуторной, С. Н. (2013). Сетевое виртуальное общение и его влияние на межличностные отношения. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 6, 6-9. http://dx.doi.org/10.12731/2218- 7405-2013-6-9

9. Шейнов, В. П. (2021) Взаимосвязи зависимости от смартфона с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности: обзор зарубежных исследований. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 18(1). 235-253. https://doi.org/10.22363/2313-1683- 2021-18-1-235-253

10. Янг, К. (2015). Клинические аспекты интернет-зависимого поведения. Медицинская психология в России: электрон. науч. журн., 4(33), 2.

11. Baron, N. S., & Campbell, E. M. (2012). Gender and mobile phones in cross-national context. Language Sciences, 34(1), 13-27. https://doi.org/10.1016/j.langsci.2011.06.018

12. Beranuy, M., Oberst, U., Carbonell, X., & Chamarro, A. (2009). Problematic internet and mobile phone use and clinical symptoms in college students: The role of emotional intelligence. Computers in Human Behavior, 25(5), 1182- 1187. https://doi.org/10.1016/j.chb.2009.03.001

13. Berg, J., Dickhaut, J., & McCabe, K. (1995). Trust, reciprocity, and social history. Games and Economic Behavior, 10(1), 122-142. https://doi.org/10.1006/game.1995.1027

14. Campbell, S. W., & Kwak, N. (2010). Mobile communication and civic life: Linking patterns of use to civic and political engagement. Journal of Communication, 60(3), 536-555. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2010.01496.x

15. Cheever, N. A., Rosen, L. D., Carrier, L. M., & Chavez, A. (2014). Out of sight is not out of mind: The impact of restricting wireless mobile device use on anxiety levels among low, moderate and high users. Computers in Human Behavior, 37, 290-297. https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.05.002

16. Choliz, M. (2010). Mobile phone addiction: A point of issue. Addiction, 105(2), 373-374. https://doi.org/10.1111/j.1360- 0443.2009.02854.x

17. Chotpitayasunondh, V., & Douglas, K. M. (2016). How «phubbing» becomes the norm: The antecedents and consequences of snubbing via smartphone. Computers in Human Behavior, 63, 9-18. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.05.018

18. Chotpitayasunondh, V, & Douglas, K. M. (2018). The effects of «phubbing» on social interaction. Journal of Applied Social Psychology, 48(6), 304-316. https://doi.org/10.1111/jasp.12506

19. Cialdini, R. B. (1993). Influence: The psychology of persuasion, Revised Edition. New York, NY: William Morrow and Company.

20. David, M. E., & Roberts, J. A. (2017). Phubbed and alone: Phone snubbing, social exclusion, and attachment to social media. Journal of the Association for Consumer Research, 2(2), 155-163. https://doi.org/10.1086/690940

21. David, M. E., & Roberts, J. A. (2021). Investigating the impact of partner phubbing on romantic jealousy and relationship satisfaction: The moderating role of attachment anxiety. Journal of Social and Personal Relationships, 38(12). 3590-3609. https://doi.org/10.1177/0265407521996454

22. Falk, A., & Fischbacher, U. (2006). A theory of reciprocity. Games and Economic Behavior, 54(2), 293-315. https://doi.org/10.1016/j.geb.2005.03.001

23. Forgays, D. K., Hyman, I., & Schreiber, J. (2014). Texting everywhere for everything: Gender and age differences in cell phone etiquette and use. Computers in Human Behavior, 31, 314-321. https://doi.org/10.1016/j.chb.2013.10.053

24. Ha, Y-М., & Hwang, W. J. (2014). Gender differences in internet addiction associated with psychological health indicators among adolescents using a national web-based survey. International Journal of Mental Health and Addiction, 12(5), 660-669. https://doi.org/10.1007/s11469-014-9500-7

25. Beranuy, M., Oberst, U., Carbonell, X., & Chamarro, A. (2009). Problematic Internet and mobile phone use and clinical symptoms in college students: The role of emotional intelligence. Computers in Human Behavior, 25(5), 1182- 1187. https://doi.org/10.1016/j.chb.2009.03.001

26. Jang, M. H., & Ji, E. S. (2012). Gender differences in associations between parental problem drinking and early adolescents’ internet addiction. Journal for Specialists in Pediatric Nursing, 17(4), 288-300. https://doi.org/10.1111/j.1744- 6155.2012.00344.x

27. Karadağ, E., Tosuntaş, Ş. B., Erzen, E., Duru, P., Bostan, N., Şahin, B. M., Çulha, İ., Babadağ, B. (2015). Determinants of phubbing, which is the sum of many virtual addictions: A structural equation model. Journal of Behavioral Addictions, 4(2). 60-74. https://doi.org/10.1556/2006.4.2015.005

28. Karadağ, E., Tosuntaş, Ş. B., Erzen, E., Duru, P., Bostan, N., Şahin, B. M., Çulha, İ., & Babadağ, B. (2016). The Virtual World’s Current Addiction: Phubbing. Addicta: The Turkish Journal on Addictions, 3(2), 250-269. https://doi. org/10.15805/addicta.2016.3.0013

29. Keysar, B., Converse, B. A., Wang, J., & Epley, N. (2008). Reciprocity is not give and take: Asymmetric reciprocity to positive and negative acts. Psychological Science, 19(12), 1280-1286. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2008.02223.x

30. Lee, Y-H., Ko, C-H., & Chou, C. (2015). Re-visiting internet addiction among Taiwanese students: A cross-sectional comparison of students’ expectations, online gaming, and online social interaction. Journal of Abnormal Child Psy¬chology, 43(3), 589-599. https://doi.org/10.1007/s10802-014-9915-4

31. Lepp, A., Barkley, J. E., & Karpinski, A. C. (2014). The relationship between cell phone use, academic performance, anxiety, and satisfaction with life in college students. Computers in Human Behavior, 31, 343-350. https://doi.org/10.1016/j.chb.2013.10.049

32. McDaniel, B. T., & Coyne, S. M. (2016). «Technoference»: The interference of technology in couple relationships and implications for women’s personal and relational wellbeing. Psychology of Popular Media Culture, 5(1), 85-98. https://doi.org/10.1037/ppm0000065

33. McDaniel, B. T., & Radesky, J. S. (2018). Technoference: Parent distraction with technology and associations with child behavior problems. Child development, 89(1), 100-109. https://doi.org/10.1111/cdev.12822

34. Nazir, T., Bulut, S. (2019). Phubbing: a Phenomenon that is Mending Social Relationships. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology, 74, 101-109. https://doi.org /1017223/17267080/74/6

35. Pelaprat, E., & Brown, B. (2012). Reciprocity: Understanding online social relations. First Monday, 17(10). https://doi.org/10.5210/fm.v17i10.3324

36. Przybylski, A. K., & Weinstein, N. (2013). Can you connect with me now? how the presence of mobile communication technology influences face-to-face conversation quality. Journal of Social and Personal Relationships, 30(3), 237-246. https://doi.org/10.1177/0265407512453827

37. Roberts, J. A., & David, M. E. (2016). My life has become a major distraction from my cell phone: Partner phubbing and relationship satisfaction among romantic partners. Computers in Human Behavior, 54, 134-141. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.07.058

38. Tao, R., Huang, X., Wang, J., Zhang, H., Zhang, Y., & Li, M. (2010). Proposed diagnostic criteria for internet addiction. Addiction, 105(3), 556-564. https://doi.org/10.1111/j.1360-0443.2009.02828.x

39. Thelwall, M., Buckley, K., Paltoglou, G., Cai, D., & Kappas A. (2010). Sentiment Strength Detection in Short Informal Text. Journal of the American Society for Information Science and Technology, 61(12), 2544-2558. https://doi.org/10.1002/asi.21416

40. Vanden Abeele, M. M. P., Antheunis, M. L., & Schouten, A. P. (2016). The effect of mobile messaging during a conversation on impression formation and interaction quality. Computers in Human Behavior, 62, 562-569. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.04.005

41. Walsh, S. P., White, K. M., & Young, R. M. (2008). Over-connected? A qualitative exploration of the relationship between Australian youth and their mobile phones. Journal of Adolescence, 31(1), 77-92. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2007.04.004


Войти или Создать
* Забыли пароль?