О понятии «заявление» как виде обращения по административному законодательству
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Успешная реализация гражданином своего конституционного права возможна только при условии эффективного функционирования действующего механизма по рассмотрению соответствующих видов обращений и реагированию на них. В статье рассмотрены понятие и сущностные признаки заявления как вида обращений в органы государственной власти. Их уяснение является особенно актуальным для органов внутренних дел, поскольку в рассмотрении и разрешении обращений граждан принимают участие сотрудники подразделений и служб на всех уровнях системы МВД России. Методы. Анализ понятия «заявление» как юридического термина, содержание которого раскрывается в норме, закрепленной в административном законодательстве, основан на методологическом подходе об элементах единого метода правового регулирования и производных от них типах правового регулирования, разработанном В. Д. Сорокиным. Этот методологический подход позволил автору сформулировать определение термина «заявление» как вида обращения, предложить классификацию его подвидов, уяснить их правовую природу и содержание. Результаты. Все заявления подразделяются на три подвида: 1) направленные на реализацию дозволений, 2) связанные с нарушением запретов или неисполнением предписаний или 3) обусловленные некачественным исполнением предписаний. Разработанная классификация способствует более глубокому уяснению типологии заявлений, позволяет определить оптимальный порядок их рассмотрения и разрешения с учётом требований, содержащихся в нормативных актах системы МВД России. С опорой на теоретическое наследие В. Д. Сорокина разработано авторское определение теоретической конструкции термина «заявление» на основе элементов единого метода правового регулирования применительно к системе органов внутренних дел.

Ключевые слова:
заявление, единый метод правового регулирования, предписания, запреты, дозволения, типы правового регулирования
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Женетль С. З. Теоретический анализ основных положений Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Административное право. - 2008. - № 4. - С. 62-71.

2. Каплунов А. И. Современные подходы к пониманию административного процесса как результат и основа развития отечественного административно-процессуального законодательства // Сибирское юридическое обозрение. - 2021. - Т. 18. - № 3. - С. 261-276.

3. Капранова Ю. В. Конституционно-правовой институт обращений граждан: отдельные вопросы теории // Юристъ-Правоведъ. - 2018. - № 2 (85). - С. 158-164.

4. Краснорудская М. В., Москалец А. П. Порядок подачи заявлений, писем, жалоб, их рассмотрения и разрешения. - Вып. 1. - Москва: Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, 2000. - 44 с.

5. Малявкина Н. В., Алексикова О. Е. Особенности реализации конституционного права граждан Российской Федерации на обращение в органы публичной власти // Вестник Поволжского института управления. - 2019. - Т. 19. - № 2. - С. 20-29.

6. Маркина Э. В. Актуальные вопросы по порядку рассмотрения обращений граждан Российской Федерации с учетом Приказа МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 5. - С. 178-182.

7. Маякова Е. О. Заявление как вид обращения по административному законодательству: понятие и подвиды / Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения) : сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24 марта 2023 года / под общей редакцией А. И. Каплунова, сост.: А. И. Каплунов, А. О. Дрозд, Н. М. Крамаренко, Э. Х. Мамедов. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2023. - С. 637-642.

8. Нилов Д. Г. Обращения граждан: понятие и виды // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. - 2010. - № 3. - С. 12-18.

9. Пылин С. В. Проблемы правового обеспечения порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2010. - № 2 (111). - С. 66-70.

10. Савоськин А. В. «Обращения граждан» как правовая категория // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, - 2017. - Т. 17. - Вып. 3. - С. 85-99.

11. Савоськин А. В. Проблемы нормативного регулирования обращений граждан, групп граждан и организаций // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2014. - № 4 (29). - С. 42-48.

12. Сорокин В. Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. - Москва: Юридическая литература, 1976. - 143 с.

13. Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2000. - № 4 (231). - С. 34-45.

14. Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). - Санкт-Петербург: Юридический Центр Пресс, 2003. - 661 с.

15. Терентьева К. А. Эффективность института заявления граждан в системе обеспечения и защиты прав и законных интересов граждан / Право и правопорядок в фокусе научных исследований : сборник научных трудов / под общей редакцией С. Е. Туркулец, Е. В. Листопадовой. - Вып. 1. - Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2020. - С. 378-383.

Войти или Создать
* Забыли пароль?