Профилактика девиантного поведения в условиях общеобразовательной школы: затруднения и ошибки
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Девиантное поведение выступает предметом исследования множества наук; педагогику, прежде всего, интересуют возможности и ресурсы его раннего предупреждения. Одним из актуальных вопросов превентивной педагогики является анализ затруднений и ошибок, возникающих у педагогов в процессе профилактики девиантного поведения. Цель исследования: констатирующее, описательно-аналитическое и конкретизирующее представление научных данных об основных сложностях и ошибках педагогов при профилактике детско-юношеского девиантного поведения в условиях общеобразовательной школы. Главным методом сбора эмпирической информации стал опрос 200 педагогов из всех федеральных округов Российской Федерации. Новизна исследования заключается в систематизации трудностей и ошибок педагогов при профилактике девиантности школьников; в получении нового фактологического материала, значимого для оптимизации профилактики девиантного поведения. Практическая значимость результатов исследований заключается в уточнении научных категорий и понятий, развивающих представление об условиях эффективности профилактики девиантного поведения; конкретизации девиантологической компетентности педагогов. Также результаты могут учитываться при разработке программ подготовки, переподготовки и повышении квалификации педагогических работников. Результатами исследования стали дифференциация затруднений, возникающих у педагогов при профилактике девиантного поведения школьников (на «общие» и «специфические девиантопревентивные»); выявление сфер возникновения затруднений; определение типичных профилактических ошибок педагогов.

Ключевые слова:
профилактика девиантного поведения, педагоги, затруднения, барьеры, педагогические ошибки, школа
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Белоусова, С. А. (2019). Проблемы стандартизации деятельности образовательной организации по профилактике девиантного поведения обучающихся: подходы, инструменты. В Ж. В Мурзина (гл. ред.), Образование: теория, методология, практика: монография (Чувашский республиканский институт образования, стр. 126-136). Чебоксары: Издательский дом «Среда». https://doi.org/10.31483/a-85

2. Галущак, К. Ю., Хамзеева, Д. Р. (2021). Психологические барьеры в профессиональной деятельности педагога. Вестник науки и образования, 8-3(111), 77-80.

3. Григорович, Л. А., Горелов, А. А., Чудаков, А. Ю. (2022). Девиантологическая компетентность будущих педагогов и психологов. Российский девиантологический журнал, 2(1), 63-76. https://doi.org/10.35750/2713-0622- 2022-1-63-76

4. Гут, Ю. Н., Кабардов, М. К. (2018). Природные и социальные факторы девиантного поведения у подростков. Психологическая наука и образование, 23(4), 80-90. https://doi.org/10.17759/pse.2018230408

5. Данилков, А. А. (2014). Педагогическая ошибка. Народное образование, 7(1440), 102-105.

6. Дроздова, А. В., Кошенова, М. И. (2022). Проблема девиантологической компетентности педагогов и психологов общего образования. СМАЛЬТА, (4), 53-69. https://doi.org/10.15293/2312-1580.2204.06

7. Ерошенкова, Е. И., Шаповалова, Е. И., Карабутова, Е. А., Анохина, С. В., Мирошникова, О. С. (2022). Просоциальная компетентностная модель будущего педагога. Образование и наука, 24(2), 11-47. https:// doi.org/10.17853/1994-5639-2022-2-11-47

8. Змановская, Е. В. (2013). Структурно-динамическая концепция девиантного поведения. Вестник Томского государственного педагогического университета, 5(133), 189-195.

9. Иванюшина, В. А., Ходоренко, Д. К., Александров, Д. А. (2021). Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы. Вопросы образования, (4), 220-242. https://doi. org/10.17323/1814-9545-2021-4-220-242

10. Клейменов, М. П., Клейменов, И. М. (2022). Криминальные сериалы современной России: криминологический анализ. Всероссийский криминологический журнал, 16(4), 429-438. https://doi.org/10.17150/2500- 4255.2022.16(4).429-438

11. Книжникова, С. В. (2019). Трудности педагогической профилактики суицидального поведения. Педагогика, (6). 32-38.

12. Комлев, Ю. Ю. (2021). Релятивизация норм брачного поведения, дисфункции семьи и семейная девиантность в мире постмодерна. Вестник экономики, права и социологии, (1), 138-145.

13. Костоломова, М. В. (2020). Цифровая девиация как феномен новой социальной реальности: методологические основания и концептуализация понятия. Социологическая наука и социальная практика, 8(2), 41-53. https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.2.7302

14. Кузьмина, Н. В. (1967). Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Ленинград: Издательство Ленинградского университета.

15. Левченко, Н. В., Маева, А. В. (2022). Работа педагога с семьей по профилактике девиантного поведения младших школьников. Проблемы современного педагогического образования, 74-1, 144-147.

16. Малышко, С. В. (2008). Педагогические трудности современного учителя и стратегии их преодоления. Вестник Ставропольского государственного университета, (6), 175-180.

17. Маркова, А. К. (1996). Психология профессионализма. Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание».

18. Назаров, В. Л., Авербух, Н. В., Буйначева, А. В. (2022). Буллинг и кибербуллинг в современной школе. Образование и наука, 24(2), 169-205. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-2-169-205

19. Новикова, М. А., Реан, А. А., Коновалов, И. А. (2021). Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом. Вопросы образования / Educational Studies, (3), 62-90. https://doi.org/10.17323/1814- 9545-2021-3-62-90

20. Орлов, А. А. (2006). Профессиональное мышление учителя как ценность. Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого.

21. Остапенко, А. А. (2019). Куда мы ведем наших детей? Антропологические основания педагогических стратегий и тактик. Школьные технологии, (1), 48-63.

22. Парыгин, Б. Д. (1999). Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. Санкт-Петербург: ИГУП.

23. Пинская, М. А., Пономарева, А. А., Косарецкий, С. Г. (2016). Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России. Вопросы образования / Educational Studies, (2), 100-124. https://doi.org/10.17323/1814- 9545-2016-2-100-124

24. Попова, И. Н. (2021). Актуальные проблемы педагогов в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Перспективы науки и образования, 4(52), 64-79. https://doi.org/10.32744/pse.2021.4.4

25. Реан, А. А., Кошелева, Е. С. (2021). Агрессия и асоциальное поведение подростков в сознании педагогов. Вестник Московского университета МВД России, (4), 305-312. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-4-305-312

26. Реан, А. А., Коновалов, И. А., Кошелева, Е. С. (2022). Совладание педагога с деструктивным поведением учащихся: реакция на агрессию учащихся и агрессивность педагогов. Интеграция образования, 26(4), 688-707. https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.688-707

27. Редькина, Л. В. (2010). Психологические барьеры: структура и содержание. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 10(90), 102-105.

28. Рослякова, С. В., Черникова, Е. Г. (2021). Современные формы девиантного поведения подростков и их социальная профилактика. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 1(34), 209-212. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1001-0053

29. Самодерженков, А. Н., Карданова, Е. Ю., Сатова, А. К., Орел, Е. А., Куликова, А. А., Момбиева, Г. А., Казахбаева, Г. И., Дуйсенбаева, А. О. (2021). Оценка психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности. Вопросы образования / Educational Studies, (3), 114-137. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-114-137

30. Сафин, Ф. Ю., Баженов, А. В. (2022). Деструктивное влияние игрового компьютерного контента на криминализацию несовершеннолетних. Всероссийский криминологический журнал, 16(1), 39-46. https:// doi.org/10.17150/2500-4255.2022.16(1).39-46

31. Хагуров, Т. А., Слободчиков, В. И., Позднякова, М. Е. (2023). Девиантология - социология и психология зла: монография (в работе). Москва: Научно-издательский центр «ИНФРА-М». https://doi.org/10.12737/1868916

32. Шипунова, Т. В. (2018). Агенты социального контроля о рисках девиантности молодежи. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 24(3), 133-149. https://doi.org/10.24290/1029-3736- 2018-24-3-133-149

33. Юзефавичус, Т. А. (2014). Истоки ошибочного в педагогической профилактике молодежного экстремизма. В Молодежный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика: материалы международной научно-практической конференции в двух частях (г. Москва, 23-24 мая 2014 года, Том Часть 1, стр. 457-461). Москва: Московский психолого-социальный университет.

34. Юзефавичус, Т. А. (2014). Педагогическая эррология в профессиональной подготовке будущих учителей: монография. Москва: Московский государственный областной университет.

35. Bears Augustyn, M., Loughran, T., Larroulet, P., Fulco, C. J., & Henry, K. L. (2020). Intergenerational marijuana use: A life course examination of the relationship between parental trajectories of marijuana use and the onset of marijuana use by offspring. Psychology of Addictive Behaviors, 34(8), 818-829. https://doi.org/10.1037/adb0000530

36. Franzén, A. G., & Gottzén, L. (2022). Childhood Adversities and Individual Responsibility as Explanations for Criminality in Incarcerated Young Men’s Narratives. Deviant Behavior, 43(9), 1021-1035, https://doi.org/10.1080/01639625. 2021.1952121

37. Nägel, L., Bleck, V., & Lipowsky, F. (2023). “Research findings and daily teaching practice are worlds apart” - Predictors and consequences of scepticism toward the relevance of scientific content for teaching practice. Teaching and Teacher Education, (121), 103911. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103911

38. Sandmeier, A., Baeriswyl, S., Krause, A., & Muehlhausen, J. (2022). Work until you drop: Effects of work overload, pro¬longing working hours, and autonomy need satisfaction on exhaustion in teachers. Teaching and Teacher Educa¬tion, (118), 103843. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103843

39. Wang, H., Li, Y., Cai, T., & Jiang, Ch. (2023). The General Theory of Crime Revisited: Comparing the Relative Effects of Parental Responsiveness and Parental Behavioral Control on Aggressive and Nonaggressive Antisocial Behavior in Adolescence. Deviant Behavior, 44(1), 112-125, https://doi.org/10.1080/01639625.2021.2014766


Войти или Создать
* Забыли пароль?