Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – анализ особенностей правовых отношений, урегулированных ст. 158 УК РФ и ст. 227 ГК РФ, выявление и разрешение проблем, связанных с надлежащей правовой квалификацией данных отношений. Основными методами исследования являются: структурно-системный, логического анализа и синтеза, формально-юридический, сравнительно-правовой, а также сбор информации путём изучения научных периодических изданий и материалов судебной практики по данной проблеме. В статье подробно рассмотрены особенности разграничения отношений, возникающих в соответствии со ст. 158 УК РФ и ст. 227 ГК РФ. Авторы отмечают, что в теории и практике как уголовного, так и гражданского права одним из наиболее дискуссионных вопросов является проблема дифференцирования уголовно наказуемого деяния по ст. 158 УК РФ и деяния, не являющегося таковым (ст. 227 ГК РФ). Так, к настоящему времени не сложилось единого мнения по поводу признаков разграничения указанных составов, а те критерии, которые выработаны сегодня, весьма размыты и противоречивы. Неправильное толкование и применение норм при квалификации отношений в соответствии со ст. 158 УК РФ и ст. 227 ГК РФ не позволяет гражданам эффективно защищать свои права и законные интересы. Поэтому для предупреждения нарушений гражданских прав необходимо проведение комплексного научного исследования особенностей разграничения соответствующих отношений. Значительное внимание уделено проблеме присвоения найденного чужого имущества, обладающего идентифицирующими признаками. Авторами определены виды имущества, находящегося в обладании собственника либо иного законного владельца, а также раскрываются основные характеризующие признаки указанного имущества. Кроме этого, в статье сформулировано авторские определение таких понятий, как «находка» и «присвоение» найденного. На основе анализа судебно-следственной практики авторами предлагаются следующие рекомендации по изменению законодательства и практики его применения в целях разрешения спорных вопросов, возникающих при квалификации преступлений против собственности. Во-первых, необходимо разъяснить в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 20 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое», какое имущество следует признавать находящимся в обладании собственника либо иного другого законного владельца, и определить характеризующие признаки такого имущества. Во-вторых, следует сформулировать и закрепить легальное определение находки в ГК РФ. В-третьих, вернуть в главу 21 УК РФ «Преступление против собственности» самостоятельный состав «Присвоение найденного имущества».

Ключевые слова:
хищение, кража, находка, присвоение найденного, чужое имущество
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Скляров С. В. Кража забытого имущества // Уголовное право. - 2017. - № 3. - С. 68-73. 2. Хилюта В. Присвоение потерянных и забытых вещей // Уголовное право. - 2010. - № 1. - С. 45-48.

2. Рябинин Н. А., Казанцева К. Ю. Соотношение законного и незаконного владения и пользования вещью в гражданско-правовых отношениях с противоправными деяниями, предусмотренными уголовным законодательством // Современное право. - 2018. - № 11. - С. 45-51.

3. Хилюта В., Бильдейко А. Находка или кража? // Уголовное право. - 2014. - № 3. - С. 93-97.

4. Багаутдинов Ф. Н., Валиуллин Л. Ф. Кража или находка - проблемы разграничения // Законность. - 2017. - № 6. - С. 46-47.

5. Бриллиантов А. В. Хищение или неосновательное обогащение? // Уголовное право. - 2016. - № 4. - С. 9-13.

6. Зубцов А. А. Разграничение норм о находке и тайном хищении чужого имущества: проблемы теории и практики // Уголовное право. - 2019. - № 3. - С. 25-31.

7. Лукинов А. С., Малявкин К. О. Кража или находка - трудности и заблуждения // Законность. - 2017. - № 10. - С. 42-43.

8. Сичкаренко А. Ю. Отграничение присвоения найденного от хищения // Российский следователь. - 2018. - № 11. - С. 53-58.

9. Хромов Е. В. Вина и статус найденной вещи как главные критерии разграничения кражи и находки // Уголовное право. - 2019. - № 2. - С. 86-95.

Войти или Создать
* Забыли пароль?