с 01.01.2000 по 01.01.2020
Россия
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
В статье рассматривается целенаправленная педагогическая подготовка начинающих преподавателей в школе педагогического мастерства как компонента структуры технологии совершенствования педагогического мастерства. Актуальность исследуемой темы состоит в реализации подготовки компетентного специалиста в образовательной организации системы МВД России. Успешность подготовки возможна при условии саморазвития преподавателя. Цель нашего исследования состояла в определении сформированной системы саморазвития у начинающих преподавателей. В процессе экспериментального исследования были определены две группы начинающих преподавателей с различными уровнями сформированной системы саморазвития. В результате исследования выявлены причины несформированной системы саморазвития: отсутствие активности субъекта, относящейся к деятельности; сомнения в ценности собственной личности; недостаточность самопринятия себя как личности. В описанном исследовании были применён теоретический анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы исследования: тест «Исследование самоотношения» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, направленный на представление личности о смысле «Я»; тест на определение уровня саморазвития, направленный на выявление способности испытуемого к саморазвитию; статистический метод обработки результатов исследования. Практическое значение работы состоит в том, что в рамках саморазвития изучено отношение личности к своему «Я» у преподавателей, пришедших в педагогическую деятельность из территориальных органов МВД России.
личность, саморазвитие, самоотношение, начинающий преподаватель, педагогическая деятельность
1. Балтес П. Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъёмов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 60-79.
2. Бабаева М. Э., Краснюк Л. В. Профессиональное самосовершенствование педагога // Молодой учёный. - 2020. - № 4 (294). - С. 270-272.
3. Внукова О. Н. Самообразование как составляющая профессионального саморазвития педагога высшей школы // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - Т. 10. - Москва: Буки-Веди, 2014. - С. 269-271.
4. Вековцева Т. А. Профессиональное саморазвитие преподавателя с позиции ресурсов человека // Альманах современной науки и образования. - 2013. - № 11 (78). - С. 40-42.
5. Галеева Н. Л. Управление профессиональным развитием педагогов в условиях введения ФГОС // Управление школой. - 2013. - № 4. - С. 23-30.
6. Журавлева Т. Л. Активизация профессионального саморазвития обучающихся в образовательных организациях МВД России : монография. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2019. - 181 с.
7. 3еер Э. Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития : монография. - Екатеринбург: Изд-во Российского гос. проф.-пед. ун-та, 2015. - 194 с.
8. Психология формирования и развития личности : сб. статей / АН СССР, Ин-т психологии; отв. ред. Л. И. Анцыферова. - Москва: Наука, 1981. - 365 с.
9. Соломатин Е. В. Совершенствование морально-психологической подготовки начинающих преподавателей ввузов внутренних войск МВД России : монография. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. - 252 с.
10. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека : монография. - Москва: Изд-во Института психологии РАН, 2013. - 464 с.
11. Маркова А. К. Психология профессионализма. - Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.