ДИНАМИКА ХАРАКТЕРИСТИК ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Адаптация к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в период профессионального обучения является важным условием успешности дальнейшей профессиональной деятельности, определяющим эффективность и надёжность субъекта в выполнении оперативно-служебных задач. Актуальным направлением в исследовании различных аспектов адаптации к профессиональной деятельности является соотношение системы личностных ценностей и мотивов с нормами и ценностями профессиональной среды, их динамика в процессе адаптации к профессиональной деятельности, что подтверждается в теоретических и эмпирических исследованиях. В статье представлены результаты эмпирического исследования динамики ценностно-мотивационной сферы личности сотрудников органов внутренних дел в процессе профессионального обучения как общей выборки, так и разделением по уровню личностного адаптационногопотенциала. Статистический анализ позволил установить достоверно значимые различия мотивационной направленности личности, характерные как для общей выборки, так и для отдельных групп. Установлено, что к окончанию профессионального обучения сотрудники с высоким уровнем адаптационного потенциала характеризуются изменениями в ценностно-смысловой и мотивационной сфере, что способствует более активному межличностному взаимодействию, успешному вхождению в профессиональную среду и стремлению к повышению уровня образования и получению новых профессиональных компетенций. Для сотрудников с низким адаптационным потенциалом характерно стремление к скорейшему завершению обучения и снижению значимости профессиональной деятельности и престижа службы. Показатели динамики ценностно-мотивационной сферы личности сотрудников в процессе профессионального обучения свидетельствуют о важности данного этапа в адаптации к профессиональной деятельности и необходимости психолого-педагогического сопровождения сотрудников, вновь принимаемых на службу в органы внутренних дел.

Ключевые слова:
профессиональное обучение, адаптация к профессиональной деятельности, личностный адаптационный потенциал, мотивационная направленность, ценностно-смысловая сфера
Список литературы

1. Виноградов М. В., Ульянина О. А. Основные направления психологической работы с курсантами и слушателями, а также сотрудниками, впервые принятыми на службу, в период профессионального обучения в образовательных организациях системы МВД России (Ч. 2) // Психология и право. – 2019. – Том 9. – № 3. – С. 245–260; doi:10.17759/psylaw.2019090318.

2. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 399 с.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность – Москва: Политиздат, 1977. – 304 с.

4. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Серия 14. «Психология». – 1996. – № 4. – С. 35–44.

5. Климов Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 456 с.

6. Абульханова-Славская К. А. Ценности в кризисном социуме (Заседание «Круглого стола» в Институте психологии АН СССР) // Психологический журнал. – 1991. – Т. 12. – № 6. – С. 167–174.

7. Гончарова Н. А. Аксиологическое содержание карьерных ориентаций личности // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51 (2). – С. 318–324.

8. Щеголева Т. В., Марьин М. И. Система ценностей сотрудников органов внутренних дел как фактор регуляции служебного поведения // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2019. – Т. 24. – № 3 (78). – С. 289–293; doi: 10. 24411/1999-6241-2019-13007.

9. Белов В. В., Лаврищева А. В. Теоретические аспекты исследования развития ценностно-смысловой сферы в период ранней и средней взрослости // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2019. – № 4. – С. 88–98.

10. Маркова А. К. Психология профессионализма. – Москва: Знание, 1996. – 312 с.

11. Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 172 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?