Означивание – универсальный язык самосознания субъекта правоохранительных органов
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящее время проблема сознания и самосознания в психологической науке переживает своеобразный ренессанс. Предпринимаются активные попытки преодолеть «психологический застой» по причине инерции старых методологических установок, сводящих сознание и самосознание к простым функциям отражения или копирования объективной реальности. Анализ этих методологических установок содержится во многих работах отечественных и зарубежных учёных, а также становится предметом дискуссий на различных научных конференциях. Наша концепция означивания является логическим продолжением идей школы Л. С. Выготского, так как отражает генезис появления и развития феномена значения и значимости в человеческом сознании, утверждает идею о том, что сознание и самосознание призваны выполнять одну общую функцию означивания (самоозначивания). Выбор означивания в качестве предмета настоящего исследования в значительной мере обусловлен теми изменениями, которые происходят в сфере психологического знания. И, прежде всего, переходом от классической науки к неклассической, а в последние годы – к постнеклассической объяснительной парадигме в психологии. Неклассические идеи можно было обнаружить уже в размышлениях Л. С. Выготского. Его занимало сложившееся положение дел в психологии, когда проблемы детерминизма традиционно усматривались преимущественно в биологических, физиологических факторах и механизмах, в так называемых, объективных методах познания, и при этом игнорировались детерминанты, порождаемые самой психикой человека. В свою очередь, постнеклассическое понимание мира и человека в мире пошло ещё дальше и всё больше характеризуется сегодня ростом рефлексии ценностных и смысловых контекстов мира человека. В условиях запроса на диалогизм, дискурсивность выражения идей, мыслей и мнений возникает потребность в субъектной парадигме. Психологи при этом демонстрируют стремление выйти за узкие рамки детерминации активности субъекта исключительно «деятельностью» и обращаются к понятию «существования», то есть пытаются перейти от бытия к становлению, непрерывному развитию психики субъекта.

Ключевые слова:
означивание, сознание, самосознание, субъект, неодетерминизм, поведение, диалогизм, дискурсивность, самоидентичность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Александров А. С. «Похвала» теории формальных доказательств. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2002. – С. 34–47.

2. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. – Москва: Наука, 1999. – 349 с.

3. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. – Москва: Издательство Московского университета, 1979. – 152 с.

4. Бахтин M. М. Проблемы поэтики Достоевского. – Москва: Советская Россия, 1979. – 138 с.

5. Брушлинский А. В. Психология субъекта. – Москва: Институт психологии РАН; Санкт-Петербург: Алетейя, 2003. – 272 с.

6. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. – Москва, Воронеж, 1996. – 392 с.

7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 Т. – Т. 1 Вопросы теории и истории психологии. – Москва: Педагогика, 1982. – 488 с.

8. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции : конспект лекций. – Москва: Издательство Московского государственного университета, 1971. – 426 с.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – Москва: Политиздат, 1975. – 304 с.

10. Леонтьев А. А. Деятельный ум. – Москва: Смысл, 2001. – 192 с.

11. Лосев А. Ф. Философия имени. – Москва: Изд-во МГУ, 1990. – 269 с.

12. Молчанов В. И. Исследования по феноменологии сознания. – Москва: ИД «Территория будущего», 2007. – 640 с.

13. Хаттон Патрик Х. История как искусство памяти / пер. с англ. В. Ю. Быстрова. – Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2003. – 424 с.

14. Петренко В. Ф. Многомерное сознание. Психосемантическая парадигма. – Москва: Новый хронограф, 2010. – 438 с.

15. Петренко В. Ф., Супрун А. П. Методологические пересечения психосемантики сознания и квантовой физики. – Москва: Красанд, 2018. – 304 с.

16. Прохоров А. О. Семантические пространства психических состояний. – Дубна: Феникс+, 2002. – 280 с.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – В 2-х т. – Москва: Педагогика, 1989. – 328 с.

18. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию / пер. с фр. яз. А. А. Холодовича. – Москва: Прогресс, 1977. – 696 с.

19. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – Москва, Педагогика. 1973. – 424 с.

20. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 272 с.

21. Можейко М. А. Идея нелинейности и феномен неодетерминизма: методологический поворот в современной науке // Социология. – 2012. – № 2. – С. 39–53.

22. Леонтьев Д. А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали // Психологический журнал. – 1996. – Т. 17. – № 5. – С. 19–30.

23. Круткин В. Л., Мокси Кит. О визуальных исследованиях и иконическом повороте // Вестник Удмуртского университета. – 2011. – Вып. 2. Философия. Социология. Психология. Педагогика. – С. 30–36.

24. Никифоров А. Л. Семантическая концепция понимания // Загадка человеческого понимания. – Москва: Политиздат, 1991. – С.72–94.

25. Афанасьева Н. Р. Образные репрезентации внутреннего мира человека: перспективы сопоставительного изучения // Вестник Омского университета. – 2005. – № 2. – С. 90–93.

26. Селиванов В. В. Субъектная теория мышления // Методология и история психологии. – 2018. – Вып. 2. – С. 33–46.

27. Васильев И. А. Проблема отражения и порождения смыслов в мышлении человека. Светлой памяти моего друга В. Е. Клочко посвящается // Сибирский психологический журнал. – 2018. – № 67. – С. 27–43.

28. Братусь Б. С. «Психика» и «личность» в отсутствии «души» и «духа» // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – № 1 (84). – С.118–138.

29. Леонтьев Д. А. Понимание смысла и смысл понимания // Понимание: опыт мультидисциплинарного исследования / под ред. А. А. Брудного, А. Н. Уткина, Е. И Яцуты. – Москва: Смысл, 2006. – С. 20–27.

30. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах. – Т. 1. – Серия «Труды действительных членов и членов-корреспондентов АПН СССР». – Москва: Педагогика, 1983. – 392 с.