Об основных результатах работы по модернизации производственной преддипломной практики на примере будущих участковых уполномоченных полиции
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Проведение производственных (преддипломных) практик образовательными организациями в территориальных подразделениях МВД России дает возможность выпускникам полностью подготовиться к своей будущей служебной деятельности. Анкетирование выпускников и руководителей практик от территориальных подразделений позволило уточнить направления служебной деятельности, при изучении которых у практикантов возникали наибольшие затруднения. Изучение характера и причин проблемных вопросов, возникающих при прохождении производственной практики у слушателей – будущих участковых уполномоченных полиции – показало необходимость модернизации порядка организации и проведения таких практик. Экспериментальное исследование по определению и созданию необходимых организационно-педагогических условий проведения практического обучения и повышения его качества, проведенное в период 2022–2025 гг., подтвердило выдвинутую гипотезу и показало положительный результат при решении поставленных задач. Методы. Методологическую основу исследования составили: системно-деятельностный подход для определения структурных элементов производственной практики и путей их модернизации; интегративно-модульный подход, направленный на выявление единого для всех субъектов обучения содержания задач и функций, возложенных на участковых уполномоченных полиции; компетентностный подход, определяющий условия взаимодействия всех субъектов организации и проведения производственных практик с учетом профессиональных требований. При проведении статистического анализа результативности экспериментальной работы применялся непараметрический критерий Манна–Уитни (U-критерий Манна–Уитни). Результаты. Выявлена статистически значимая положительная динамика по всем критериям оценивания практической подготовки, входящим в программу производственной (преддипломной) практики для экспериментальной группы. Выделены организационно-педагогические условия совершенствования и модернизации производственных (преддипломных) практик.

Ключевые слова:
производственная практика, модернизация, результаты, участковый уполномоченный полиции
Список литературы

1. Бородавко Л. Т. Улучшение педагогической диагностики курсантов вузов МВД России в процессе обучения, как основное условие совершенствования их профессионального развития / Проблемы непрерывного профессионального образования : сборник научных трудов по материалам межвузовской научно-практической конференции, г. Санкт-Петербург, 22 октября 2014 г. / под ред. Л. Н. Бережновой. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России, 2014. С. 31–36.

2. Душкин А. С., Баринова М. Г., Коноплева И. Н., Душкина Е. В. Субъективные и объективные показатели, влияющие на удовлетворенность профессиональной служебной деятельностью сотрудников органов внутренних дел // Психология и право. 2025. Т. 15, № 1. С. 193–208. https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150113

3. Денисова А. Ю. Современные подходы и опыт организации учебной, производственной практик как компонентов профессиональной подготовки будущих специалистов правоохранительных органов // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2024. № 1 (46). С. 101–106.

4. Никитская Е. А. Межведомственная профессионально-ориентированная межвузовская практика обучающихся высшей школы как инновационная образовательная технология // Вестник педагогических наук. 2025. № 5. С. 164–168.

5. Денисова А. Ю., Тихомиров С. Н. Условия совершенствования производственной практики как важного элемента практической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Педагогический журнал. 2024. Т. 14, № 5А. С. 353–364.

6. Никитская Е. А., Мудрик А. В. Практика как важнейший компонент профессиональной подготовки будущих сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних на этапе обучения в высшей школе // Российский девиантологический журнал. 2024. Т. 4, № 3. С. 440–452. https://doi.org/10.35750/2713-0622-2024-3-440-452

7. Брылева Ю. А. Кластерный подход в подготовке социальных педагогов / Шамовские педагогические чтения : сборник статей XIV Международной научно-практической конференции : в 2-х ч., г. Москва, 22–25 января 2022 г. Москва : Научная школа управления образовательными системами, 2022. Ч. 1. С. 189–192.

8. Третьякова И. А. Сопряжение как внутренняя сторона взаимодействия и методология познания // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-9. С. 1929–1933.

9. Третьякова И. А. Методологическая роль категории сопряжения в формировании профессиональных компетенций будущего учителя // Современные проблемы науки и образования : [электронный журнал]. 2017. № 2. С. 204. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26340

10. Ткач Д. С. Сопряженная образовательная система профессионального педагогического образования // Вестник МГИМО–Университета. 2013. № 1 (28). С. 200–204. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-1-28-200-204

11. Рожков А. А., Хрусталева Т. А. Психологические и педагогические особенности формирования готовности сотрудников органов внутренних дел к пресечению противоправных действий // Прикладная юридическая психология. 2016. № 4 (37). С. 88–92.

12. Тюрина И. Н. Пути повышения эффективности проведения производственной преддипломной практики / Право и политика: история и современность : материалы Восьмой международной научно-практической конференции, г. Омск, 14–15 ноября 2019 г. / ред. кол.: А. В. Быков, Т. Е. Грязнова, Е. С. Зайцева, М. А. Кожевина [и др.]. Омск : Омская академия МВД России, 2020. С. 119–122.

13. Попова О. О., Кузнецова Л. В. Особенности практической подготовки в образовательных организациях МВД России // Молодежный вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2024. № 1. С. 147–151.

14. Григорьев А. Н., Крамаренко В. П. Использование методологии ситуационного подхода в профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 2 (56). С. 85–88.

15. Буткевич С. А. Организационно-правовые основы деятельности участковых уполномоченных полиции в современных условиях: проблемные вопросы и их решение // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2024. Т. 10, № 4. С. 165–175.

Войти или Создать
* Забыли пароль?