СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕНЕВОЙ АКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ И МЕТОДЫ ЕЕ МИНИМИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Противодействие теневой экономике в условиях активного развития цифровых платформ предполагает наличие алгоритма отбора инструментов, который будет учитывать возможные поведенческие реакции налогоплательщиков на действия контролирующих органов. Данный алгоритм частично реализован в процессе внедрения в механизм налогового администрирования риск-ориентированного подхода. В настоящее время соблюдение налогового законодательства является индивидуальным выбором, на который влияет набор сетевых взаимодействий и внешняя среда. Методы. В статье при оценке неформальной занятости в платформенной экономике использованы данные национальных фискальных органов, для анализа влияния последствий пандемии COVID-19 на поведение налогоплательщиков и действия налоговых органов использовался метод ретроспективного анализа. Результаты. Появление платформенной экономики и последствия пандемии COVID-19 привели к тому, что простое внедрение инструментов контроля или ужесточение действующей системы налогового администрирования для повышения уровня налоговой дисциплины и сокращения масштабов теневой экономики неэффективно. Совокупность прямых и косвенных инструментов, имеющихся в распоряжении государства, необходимо интегрировать в единый механизм, действие которого рассчитано на долгосрочную перспективу. Общественные модальности могут быть реализованы для стимулирования и легитимизации отношений с налоговыми органами на основе создания общественных партнерств, предоставляющих финансовые стимулы. Организация доступа к таким стимулам должна учитывать возможность злоупотреблений налоговыми льготами. Конкуренция между цифровыми платформами является действенным инструментом в арсенале налоговых органов для мобилизации налоговых поступлений за счет сокращения масштабов теневой экономики. Финансовые стимулы для увеличения или развития клиентуры являются актуальными, особенно для малых предприятий, которые могут конкурировать на узких рынках с небольшой рентабельностью, т. к. они обладают высокой адаптивностью к технологическим изменениям и инновациям и могут стать сильной легитимирующей силой для налоговых органов, стремящихся уменьшить выгоду от схем уклонения от уплаты налогов с использованием цифровых платформ.

Ключевые слова:
теневая экономика, платформенная экономика, налоговый контроль, налоговое администрирование
Список литературы

1. Бабышев В. Ю. Трансформация режимов занятости: анализ мирового опыта // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 6 (95). С. 69–78. https://doi.org/10.24158/pep.2021.6.9

2. Варшавская Е. Я., Донова И. В. Неформальная занятость по найму: грани явления // Известия Байкальского государственного университета. 2012. № 6. С. 130–135.

3. Молодых В. А. Влияние цифровизации экономического пространства на динамику теневой экономики // Вестник Академии знаний. 2025. № 2 (67). С. 433–437.

4. Сагинова О. В., Завьялов Д. В., Завьялова Н. Б. Готовность предпринимателей к цифровой трансформации бизнеса / Цифровая трансформация экономических систем: проблемы и перспективы (ЭКОПРОМ-2022) : сборник трудов VI Всероссийской научно-практической конференции с зарубежным участием, г. Санкт-Петербург, 11–12 ноября 2022 г. Санкт-Петербург : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022. С. 223–226.

5. Angiuoni S. A comparative study of informal labour intermediation and workforce reproduction practices in Italy and the U.K. A research in progress // Cartografie sociali. 2016. Vol 2. No. 1. P. 261–285.

6. Cai Y. [et al.]. Depressive Symptoms Among Chinese Informal Employees in the Digital Era // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. Is. 18:5211. https://doi.org/10.3390/ijerph18105211

7. Engel C., Mittone L., Morreale A. Tax Morale and Fairness in Conflict an Experiment // Journal of Economic Psychology. 2020. Vol 81. Р. 102–124. URL: https://www.researchgate.net/publication/331320449_Tax_Morale_and_Fairness_in_Conflict_-_An_Experiment

8. Frey B., Torgler B. Tax Morale and Conditional Cooperation // Journal of Comparative Economics. 2007. Vol. 35. No. 1. Р. 136–159. https://doi.org/10.1016/j.jce.2006.10.006

9. Friedman B., Sah S. The Relationship Between Effective Governance and the Informal Economy // International Journal of Business and Social Science. 2014. Vol. 5. No. 9. Р. 51–58. https://doi.org/10.1108/MEDAR-06-2022-1706

10. Goutte S., Péran T., Porcher T. The role of economic structural factors in determining pandemic mortality rates: evidence from the COVID-19 outbreak in France // Research in International Business and Finance. 2020. Vol. 54. P. 101281. https://doi.org/10.1016/j.ribaf.2020.101281

11. Kirchler E. Hoelzl E., Wahl I. Enforced Versus Voluntary Tax Compliance: the “Slippery Slope” Framework // Journal of Economic psychology. 2008. Vol. 29. No. 2. P. 210–225. https://doi.org/10.1016/j.joep.2007.05.004

12. Nicola M. [et al.]. The Socio-Economic Implications of the Coronavirus Pandemic (COVID-19): A Review // International journal of surgery. 2020. Vol. 78. P. 185–193. https://doi.org/10.1016/j.ijsu.2020.04.018

13. Poulimenakos G. [et al.]. “The Greek Crisis Ends here Tonight”: A Qualitative Study of Labor Market Deregulation in Greece Beyond the “Crisis” Paradigm // Journal of Labor and Society. 2021. Vol. 24. No. 2. P. 261–281. https://doi.org/10.1163/24714607-bja10004

14. OECD. Tax Administration 2024 : Comparative Information on OECD and Other Advanced and Emerging Economies. Paris : OECD Publishing, 2024. 205 p.

15. Schneider F., Raczkowski K., Mróz B. Shadow Economy and Tax Evasion in the EU // Journal of Money Laundering Control. 2015. Vol. 18. No. 1. Р. 34–51. https://doi.org/10.1108/JMLC-09-2014-0027

Войти или Создать
* Забыли пароль?