г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Россия
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 378.1 Организация высшего образования. Организация работы высшего учебного заведения
Введение. Актуальность исследования определяется необходимостью поиска новых способов и средств повышения эффективности политико-воспитательной работы в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России). В статье авторы обращают внимание читателя на возможности использования потенциала служебного совещания как формы политико-воспитательной работы для совершенствования данного направления деятельности. Методы. Авторами применялись исторический метод, метод формальной логики, анализ нормативных правовых актов, анализ документов. Результаты. На основе сопоставления содержания нормативных правовых актов, регламентирующих политико-воспитательную (воспитательную) работу в органах внутренних дел в различные исторические периоды, авторы делают вывод о том, что реформирование системы воспитания в МВД России направлено на нейтрализацию внешних и внутренних угроз, обеспечение надежности функционирования правоохранительной системы Российской Федерации. Авторы задаются вопросом о поиске способов и средств повышения результативности воспитания личного состава для достижения целей и решения задач, закрепленных в приказе МВД России от 27 августа 2024 г. № 500 «Об утверждении Положения о порядке организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Поскольку в настоящее время существуют организационные и экономические причины, препятствующие широкому использованию формального образования при профессиональной подготовке личного состава образовательных организаций системы МВД России, в статье рассматриваются возможности использования внутренних ресурсов образовательных организаций в подготовке кадров на основе принципов неформального образования. Важное место в этом процессе отводится совершенствованию взаимодействия начальника образовательной организации системы МВД России с руководителями структурных подразделений в рамках оперативного совещания с целью передачи профессиональных знаний и личного опыта, распространения положительного опыта профессиональной деятельности.
служебное совещание, оперативное совещание у начальника образовательной организации системы МВД России, политико-воспитательная работа, личностные и профессионально значимые качества сотрудников органов внутренних дел, неформальное образование
1. Зыбин С. Ф. Избранные труды : [монография]. Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2012. 481 с.
2. Илакавичус М. Р. Практики неформального образования в системе морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2025. Т. 10, вып. 6. С. 849–855. https://doi.org/10.30853/ped20250101
3. Илакавичус М. Р. Взаимодействие сообществ неформального образования взрослых и традиционных учебных организаций: концептуальные основы // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 2 (30). С. 29–39. https://doi. org/10.15393/j5.art.2020.5686
4. Иванов Е. Ю. Модель подготовки сотрудников суворовских военных училищ МВД России к педагогическому сопровождению социализации // Инновации в образовании. 2025. № 6. С. 85–92. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2025-46-145-149
5. Селин П. В. Модель подготовки начальствующего состава и педагогических работников суворовского военного училища МВД России к совместной воспитательной деятельности // Человеческий капитал. 2022. № 8 (164). С. 183–193. https://doi.org/10.25629/HC.2022.08.21
6. Самойлова Т. А. Структура и содержание модели подготовки будущих сотрудников подразделений по вопросам миграции к межкультурной коммуникации в образовательных организациях высшего образования МВД РФ // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2024. Т. 16, № 3 (64). С. 35–45.
7. Хисматулина Н. В. Модель развития метапредметных компетенций у будущих судебных экспертов средствами профессионально ориентированной иноязычной подготовки и результаты ее апробации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2024. Т. 13, № 3 (48). С. 176–181.
8. Гейжан Н. Ф., Бородавко Л. Т. Особенности профессионального воспитания обучающихся в образовательных организациях высшего образования МВД России / Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения – 2023) : материалы международной научно-практической конференции, г. Санкт-Петербург, 20–21 апреля 2023 г. / под ред. Ю. А. Шаранова, В. Л. Ситникова. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2023. С. 186–191.
9. Калиниченко И. А., Зиборов О. В., Гасанов К. К., Федотов А. Ю. Содержание воспитательного процесса в контексте реализации образовательных программ высшего образования. Часть 2. Понятийный аппарат, основные концепции, тенденции развития // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 4. С. 12–23. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-12-23
10. Аврутин Ю. Е., Кикоть В. Я. Кадровая политика и профессиональное образование в системе МВД России XXI века: горизонты развития // Юриспруденция XXI века: горизонты развития : Очерки. Санкт-Петербург Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. С. 213–268.
11. Кубышко В. Л., Крук В. М., Федотов А. Ю. Психологическая подготовка: уроки и перспективы в контексте профессионально-личностного развития специалиста // Психология и право. 2018. Т. 8, № 4. С. 219–235. https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080419
12. Научная школа «Педагогика смысложизненных ориентаций в системе подготовки кадров для органов внутренних дел России»: актуальные направления : монография / Ульянова И. В., Сердюк Н. В., Ярмак К. В., Попова Т. А. [и др.]/ под ред. И. В. Ульяновой. Москва : ИП Колупаева Е. В., 2023. 273 с.
13. Кустов П. В., Силкин Н. Н. Патриотическая направленность как начальное звено в подготовке специалистов для органов внутренних дел // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 86-6. С. 67–70. https://doi.org/10.18411/trnio-06-2022-260
14. Скляренко И. С., Ходякова Н. В. Организация групповой учебной деятельности как проектирование личностно развивающей образовательной среды // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 1. С. 249–255. https://doi.org/10.24411/2073-0454-2019-10059
15. Столяренко A. M., Пузанов Ю. П. Личностно-формирующая функция высшего образования // Вестник Академии права и управления. 2008. № 11. С. 58–62.
16. Федотов А. Ю., Медведев И. Н., Головатюк А. М. Профессионально-личностное развитие офицера как фактор повышения профессиональной надежности // Вестник Академии военных наук. 2022. № 1 (78). С. 74–81.
17. Педагогические подходы к развитию личности сотрудника органов внутренних дел : монография / Ходякова Н. В., Сердюк Н. В., Скляренко И. С., Лозовицкая Г. П. [и др.]. Москва : Проспект, 2021. 192 с.
18. Цветков В. Л., Хрусталева Т. А., Юрова А. С. Структура и особенности развития профессиональной компетентности психолога ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 5. С. 294–298. https://doi. org/10.24411/2073-0454-2019-10299
19. Вербицкий А. А. Контекстное образование: теория и практика / Профессиональное развитие педагога : материалы Второй Международной научно-практической конференции, г. Иркутск, 25–30 мая 2017 г. Иркутск : Аспринт, 2017. С. 9–14.
20. Илакавичус М. Р. Неформальные образовательные практики и развитие образования взрослых // Европейский журнал социальных наук. 2016. № 4. С. 296–300.
21. Мудрик А. В. Социальная психология воспитания (избранные социально-педагогические очерки) : монография. Москва : Московский психолого-социальный университет, 2017. 440 c.
22. Новикова Л. И. Педагогика воспитания : Избранные педагогические труды : монография. Москва : Пер Сэ, 2010. 338 с.
23. Реан А. А., Коновалов И. А., Ставцев А. А. Педагог как субъект воспитания: возможности и риски / Психологические и педагогические проблемы образования в условиях цифровой трансформации и социальных вызовов : сборник статей / под ред. Н. В. Бордовской, С. Т. Посоховой. Москва : Русайнс, 2022. С. 80–92.
24. Басюк В. С., Селиванова Н. Л., Шакурова М. В., Ромм Т. А. Особенности современных практик вузов по приобщению студенческой молодежи к традиционным духовно-нравственным ценностям: проблемно-ориентированная экспертная оценка // Science for Education Today. 2025. Т. 15, № 4. С. 7–33. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2504.01
25. Киселева А. А., Стародубцев В. А. Персональная образовательная сфера как агрегатор формального и неформального образования // Открытое образование. 2013. № 6 (101). С. 52–59.
26. Давэй С., Сериков В. В. Потенциал неформального образования в Китае и России // Педагогический журнал. 2024. Т. 14, № 8A. С. 15–21.




