Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 37.018 Основные формы воспитания и обучения
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
ОКСО 44.06.01 Образование и педагогические науки
ББК 745 Профессиональное и специальное образование
ТБК 3662 Педагогика высшей школы
BISAC EDU015000 Higher
Введение. Современная цифровая трансформация высшего образования сопровождается активным внедрением технологий искусственного интеллекта, что вызывает необходимость переосмысления роли обучающегося как субъекта образовательного процесса. Актуальность исследования обусловлена противоречием между технологическим прогрессом и потребностью в сохранении личностнодеятельностных характеристик студентов. Отсутствие научно обоснованных педагогических моделей, отражающих влияние ИИ на формирование субъектной позиции обучающихся, определяет научную и практическую значимость проведенного исследования. Цель исследования: теоретическое обоснование и проектирование многомерной модели формирования субъектной позиции студентов в условиях внедрения технологий искусственного интеллекта в цифровую образовательную среду вуза, а также эмпирическая проверка ее эффективности в процессе профессиональной подготовки курсантов. Методы. Методологическую основу составили системно-деятельностный, субъектно-ориентированный, аксиологический и компетентностный подходы. Использовались методы теоретического анализа и моделирования, анкетирования, педагогического наблюдения, формирующего эксперимента и статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента). Результаты. Разработана и апробирована многомерная модель формирования субъектной позиции студентов, включающая когнитивный, мотивационно-ценностный, регулятивно-деятельностный и технологический компоненты. Определены три уровня ее развития: репродуктивный, ситуативно-автономный и интегративно-субъектный. Пилотажное исследование подтвердило эффективность модели: доля курсантов с интегративно-субъектным уровнем выросла с 13,2 до 31 %, что свидетельствует о росте осознанности, автономии и рефлексивности. Результаты демонстрируют возможность перехода от технологически ориентированной цифровизации образования к субъектно-ориентированной цифровой педагогике, в которой искусственный интеллект становится инструментом личностного и профессионального саморазвития обучающихся.
субъектная позиция, цифровая образовательная среда, искусственный интеллект, модель формирования субъектной позиции студентов в цифровой образовательной среде, цифровая педагогика
1. Николаев А. А., Кузнецов М. Ю., Николаев В. А. Искусственный интеллект в системе высшего и послевузовского образования: обзор возможностей для преподавателя // Управление образованием: теория и практика. 2024. Т. 14, № 9-2. С. 151–161. https://doi.org/10.25726/j3748-9233-4547-c
2. Чопик О. А. Искусственный интеллект как фактор трансформации субъектной позиции студентов в высшем образовании // Высшее образование в России. 2025. Т. 34, № 8-9. С. 54–73. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-8-9-54-73
3. Андреев В. И. Базовые законы и идеология гарантированного качества высшего образования // Образование и саморазвитие. 2014. № 3 (41). С. 11–16.
4. Деркач А. А. Субъектные феномены: акмеологический подход : монография. Москва : Издательство РАГС, 2010. 239 с.
5. Гасанова Р. Р., Романова Е. А. Искусственный интеллект в высшей школе: проблемы, возможности, риски // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2024. Т. 21, № 4. C. 501–515. https://doi. org/10.22363/2312-8631-2024-21-4-501-515
6. Селиванова О. Г. Концептуальные основы становления субъектности ученика в личностно ориентированном обучении // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 62. С. 285–293.
7. Перикова Е. И., Бызова В. М. Метапознание учебной деятельности студентов с разным уровнем психической саморегуляции // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 5. С. 104–118. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2005.06
8. Киселевская Н. А. Саморегуляция учебной деятельности как средство профилактики неблагоприятных психических состояний студентов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 8, С. 34–38.
9. Корнеева Е. Н. Теоретические и прикладные аспекты проблемы мотивации учебной деятельности в рамках концепции субъектной регуляции образовательного взаимодействия // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2, № 1. С. 298–307.
10. Устинова Н. П. Становление субъектной позиции обучающегося в вузе // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2022. Т. 28, № 2. C. 72–75. https://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-2-72-75
11. Емельянова И. Н., Теплякова О. А., Тепляков Д. О. Субъектная позиция студента как условие успешности профессионального обучения // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 5. С. 9–30. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-5-9-30
12. Yan L. [et al.]. Practical and ethical challenges of large language models in education: A systematic review // British Journal of Educational Technology. 2023. Vol. 55. No. 1. P. 90–112. https://doi.org/10.48550/arXiv.2303.13379
13. Зарецкий Ю. В., Зарецкий В. К., Кулагина И. Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 1. С. 98–109.
14. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петербург : Питер, 2003. 508 с.
15. Рябцев В. К., Слободчиков В. И. Педагогические условия и механизмы формирования ценностно-смысловых ориентаций детей в образовательной организации // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14. № 3. С. 113–130. https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140307
16. Кларин М. В. Корпоративное образование и обучение в организациях: цели и особенности // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. № 1. С. 6–16.



