Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Уважаемые читатели! Перед вами очередной номер «Российского девиантологического журнала». В рубрике «Современная девиантология: теории и концепции» представлена статья «Переживание вины постпенитенциарной личностью с позиции оценки риска рецидива преступления», в которой рассматривается проблема переживания моральных эмоций вины, а так же ее составляющих – совести и стыда – с позиции оценки риска рецидива преступления. Именно эмоции вины, совести и стыда могут представлять собой важнейший ресурс процесса ресоциализации в связи с их возможностью оказания влияния на ценностно-смысловой выбор постпенитенциарной личности. Рассмотрены существующие модели оценки риска рецидивов, позволяющие оценить, насколько вероятен риск совершения повторных правонарушений, и разработать программу ресоциализации постпенитенциарной личности. Анализируются особенности переживания вины, совести и стыда в представленных инструментах. Приводятся результаты зарубежного опыта, в которых установлена взаимосвязь вины, совести и стыда с совершаемыми преступлениями. Делается вывод о том, что в системе уголовных наказаний и пробации Российской Федерации возникает необходимость оценки риска рецидивов. При этом учет переживаний вины и ее составляющих – совести и стыда – позволит осуществить глубокую оценку постпенитенциарной личности и более эффективно выстроить программу ресоциализации. Рубрика «Методология изучения девиантного поведения» включает исследование «Правовые копинг-стратегии в структуре правового самосознания несовершеннолетних: разработка конструкта», актуальность которого обусловлена цифровизацией общественных отношений, снижающей уровень правового самосознания и повышающей уровень риска криминализации несовершеннолетних. Пропорционально взрывному росту криминальных посягательств на данную категорию населения возрастает научный интерес к стратегиям совладающего реагирования личности на стресс, вызванный ее взаимодействием с социумом в юридически значимых ситуациях. Теоретическим результатом исследования является разработка конструкта правовых копинг-стратегий, базирующегося на интеграции когнитивно-поведенческого подхода, концепции копинг-поведения и теории правового самосознания, что позволило выделить три основных типа правовых копинг-стратегий (отстраняющийся, отстаивающий, приспособительный) и их реализацию в осознаваемой и неосознаваемой форме. Автором обосновываются методические и практические перспективы дальнейшей разработки конструкта и методики в областях правового просвещения, консультирования и профилактики правовой дезадаптации несовершеннолетних и молодежи. Статья «Внушение как гипотеза недостоверных показаний в Statement Validity Assessment» открывает рубрику «Психологические исследования девиантного поведения». Statement Validity Assessment (SVA) как инструмент оценки достоверности показаний в наши дни является методической основой судебной психологической экспертизы достоверности показаний, прежде всего, в немецкоязычных странах, где данный подход развивается в течение многих десятилетий, продолжая почти столетнюю традицию психологии показаний в Германии, вобрав в себя и реализовав на практике многие идеи, которые зародились еще на заре становления юридической психологии в конце XIX в. Одной из таких идей является внушение как причина недостоверности показаний. В статье рассматривается значение феномена внушения при оценке достоверности показаний в исторической перспективе. Следующая статья посвящена особенностям переживания вины и стыда у лиц с саморазрушающим поведением. В работе раскрывается роль стыда и вины в регуляции поведения лиц, демонстрирующих склонность к самоповреждению, приводятся результаты сравнительного эмпирического исследования молодых женщин. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что молодые женщины, склонные к самоповреждающему поведению, чаще испытывают интенсивные эмоции стыда и вины, выбирают неадаптивные способы эмоциональной регуляции, им свойственна аутоагрессия. В группах респондентов, склонных к самоповреждению, переживание стыда и вины тесно связано с неадаптивными способами эмоционального регулирования, дисфункциональными чертами личности и направленностью агрессии на себя. Разработке, психометрической характеристике и возможностям использования шкала «Информационно-психологическая уязвимость личности» посвящена статья, в которой с привлечением эмпирического материала раскрывается проблема измерения информационно-психологической уязвимости сотрудников органов внутренних дел в континууме «устойчивость – уязвимость». Авторы утверждают, что в информационном пространстве служебной деятельности снижение информационно-психологической устойчивости приводит к повышению уязвимости и виктимности, что негативно влияет на качество оперативно-служебной деятельности. Ранняя психодиагностика позволяет принять своевременные меры для повышения устойчивости и профилактики информационно-психологической уязвимости и виктимности. Для этого предлагается использовать авторскую шкалу «Информационно-психологическая уязвимость личности». Основное назначение шкалы – оценка подверженности влиянию информационного воздействия (прямого и / или косвенного) в континууме «устойчивость – виктимность». Шкала «Информационно-психологическая уязвимость личности» требует минимального времени для проведения и обработки и может применяться в различных ситуациях как с практическими, так и с исследовательскими целями; отвечает основным психометрическим требованиям, предъявляемым к разработке профессиональных психологических тестов. Разработанную шкалу можно использовать для профилактики информационно- психологической уязвимости и виктимности в рамках морально-психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел. В статье «Закономерности и механизмы проявления прокрастинации в студенческом возрасте» обсуждаются вопросы возникновения академической прокрастинации, распространенность которой в студенческой выборке зависит от курса обучения. Основой формирования прокрастинации у первокурсников выступает отсутствие внешнего контроля за посещением занятий и своевременным предоставлением выполненных работ по сравнению со школьным периодом обучения. Прокрастинация не является следствием низкой академической успеваемости, так как свойственна студентам с хорошими способностями к обучению и самокритикой. Для решения данной проблемы специалисты предлагают рассматривать академическую прокрастинацию с позиции как личностных качеств студента, так и условий его обучения, способствующих психическому здоровью и профессиональному развитию. В рамках проведенного исследования показано, что тревожность выступает главным фактором возникновения академической прокрастинации. Доказано, что выявленные причины прокрастинации у студентов обусловлены мало осознаваемыми механизмами психологической защиты личности, такими как регресс, интеллектуализация и подавление. Обнаружено, что личные объяснения причин прокрастинации не соответствуют результатам объективных тестовых измерений. Авторский коллектив статьи «Основные направления деятельности руководителя в органах внутренних дел по разрешению конфликтов в коллективе» сделал акцент на изучении и обобщении основных подходов к понятию «конфликт в коллективе», рассмотрел причины и дал общую характеристику межличностных конфликтов в подразделениях органов внут- ренних дел Российской Федерации, исследовав функции и классификации таких конфликтов. Определено, что деятельность руководителей подразделений органов внутренних дел требует не только высокого уровня профессиональной компетентности, но и готовности оказать помощь в решении разного рода межличностных и внутриличностных проблем. Работа руководителей по предотвращению и разрешению межличностных конфликтов имеет высокий уровень значимости и востребованности в связи с тем, что от профилактики и своевременной коррекции зависит успешность и результативность деятельности коллектива. Исследование стратегий поведения в конфликте позволило заключить, что в ситуации конфликта участники исследования ориентированы на использование конструктивных стратегий компромисса и сотрудничества. В ходе исследования агрессивности межличностных отношений определено, что для большинства участников исследования характерен средний и низкий уровень данного показателя, что позволяет предположить о недостаточном уровне проявления агрессии в открытом виде и проявления неблагоприятных конфликтных тенденций. Завершает рубрику исследование «Подростки группы риска: эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей», автор которого отмечает, что в последние десятилетия наблюдается тревожная тенденция – увеличение числа подростков, входящих в группу риска девиантного поведения. Необходимость совершенствования психолого-педаго- гической работы с ними возлагается на специалистов сферы образования и правоохранительные органы. Решением задачи выступает расширение научных представлений об индивидуально-психологических особенностях подростков, склонных к девиантному поведению. Цель исследования стало изучение индивидуально-психологических особенностей подростков группы риска через призму соматических характеристик их психического состояния. Выводы исследования обращены к организации превентивно-профилактической работы с подростками, отнесенными к группе риска. Намечены дальнейшие направления теоретических и прикладных исследований индивидуально-психологических особенностей данной категории несовершеннолетних В рубрике «Психолого-педагогические исследования и профилактика девиантного поведения» представлено исследование девиантогенного воздействия медиапродукции на обучающихся. Массовое увлечение современной молодежи медиапродукцией нередко таит в себе деструктивные эффекты. Авторами были выявлены негативные психологические установки, пропагандируемые девиантогенной медиапродукцией, проведено эмпирическое исследование, направленное на установление связи между увлеченностью молодежи определенной медиапродукцией и формированием негативных личностных черт, оказывающих влияние как на формирование личности, так и на профессионализацию. В ходе исследования доказано, что современная медиапродукция действительно оказывает большое влияние на процессы социализации и профессионализации молодежи. Девиантогенное воздействие медиапродукции находит подтверждение в сформированности у молодежи негативных личностных черт. Степень данного воздействия проявляет себя в формировании у молодого человека устойчивой медиазависимости – медиааддикции. Проведенное исследование позволило установить конкретные проявления медиааддикции: отрицание влияния медиапродукции на психику ее потребителя, отрицание проблем во взаимоотношениях с людьми, которые могут быть следствием медиазависимости. В ходе исследования также был установлен факт несомненного негативного влияния девиантогенной продукции на профессионализацию обучающихся: чем больше негативных черт личности демонстрировали респонденты в ходе психологического тестирования, тем отчетливее фиксировались у них скепсис в отношении будущей профессиональной деятельности, утрата интереса к ней, непонимание ее социальной значимости. Статья «Формы защиты учителей от агрессии со стороны учащихся» посвящена изучению проблемы агрессии учащихся, направленной на учителей. Взаимозависимый контекст отношений акторов образовательного процесса осложняется негативным влиянием общества, создавая для учителя риски виктимизации. В связи с этим актуальным представляется рассмотрение форм и практик защиты учителей, направленных на предотвращение и работу с последствиями агрессии учащихся в отношении учителей. Проведенный анализ форм защиты, направленных как на работу с последствиями агрессивного поведения учащихся в отношении учителей, так и на его профилактику, показал, что они могут быть реализованы средствами правовой защиты, скрининговых и мониторинговых исследований, инфраструктурными решениями и организационно-менеджериальными практиками за счет организации программ обучения учителей, административно-коллегиальной поддержки, работы с учащимися и их родителями, с помощью средств массовой информации и социальных медиа, а также благодаря влиянию сообщества. В ходе анализа обоснована необходимость внедрения комплексного системного подхода, направленного на защиту учителей от агрессии со стороны учащихся. Статья «Традиционные и современные криминологические теории и криминологическая безопасность в XX веке» включена в рубрику «Криминологические исследования девиантного поведения», в ней рассматриваются не утратившие своей актуальности классические, а также современные криминологические теории и их влияние на решение проблем противодействия преступности и обеспечение безопасности в обществе. Но если классические криминологические теории в основном акцентировали внимание на объяснении причин преступного поведения, то современные теории, например, теории развития и жизненного цикла, пространственного распределения преступности и др., опираются на междисциплинарные исследования с учетом современных социальных контекстов и связанных с ними проблем безопасности. За многие десятилетия изучение преступности и ее причин серьезно эволюционировало, выйдя за рамки уголовного права и изучения факторов, способствующих преступному поведению. Результаты исследования показывают, что синергетический подход, объединяющий идеи традиционных и современных криминологических теорий, имеет большое значение для разработки эффективных мер безопасности в быстро меняющемся мире. Междисциплинарное взаимодействие с иными науками становится краеугольным камнем современной криминологии, что является необходимым условием создания эффективных программ обеспечения безопасности в обществе и государстве.




