Профессиональная идентичность студентов педагогических вузов в контексте изменения правовой политики Социалистической Республики Вьетнам
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Недавно принятый Закон о педагогах во Вьетнаме повышает профессиональный статус педагогов и устраняет недостатки в подборе и использовании педагогических кадров. Новый закон также усиливает управленческую роль сектора высшего образования, что способствует развитию науки и технологии. Полагаем, что в этом контексте в той или иной степени закон положительно влияет на профессиональную идентичность самих студентов педагогических вузов. Методы исследования. Контент-анализ, сравнительный анализ, авторская анкета в целях сбора данных о некоторых аспектах профессиональной идентичности студентов педагогических вузов. Результаты. Для студентов педагогических вузов наиболее значимыми в профессии являются социальное окружение и условия труда, способность к личностно-профессиональному развитию, а также заработная плата. Переход от первого ко второму курсу характеризуется активностью развития профессиональной идентичности. Со второго по четвертый курсы наблюдается постепенное снижение показателей, отражающее процесс корректировки первоначальных ожиданий и накопления практического опыта. Обсуждение и заключение. Изменение правовой политики Социалистической Республики Вьетнам в образовательной сфере приводит к положительным результатам, которые выражаются в высоких показателях профессиональной идентичности студентов и повышении спроса на квалифицированную рабочую силу.

Ключевые слова:
профессиональная идентичность, педагогическая деятельность, личностно-профессиональное развитие педагога, профессиональные навыки, практический опыт, мотивация выбора профессии, условия труда
Список литературы

1. Белякова, Е. Г., Захарова, И. Г. (2020). Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования. Образование и наука, 22 (1), 84–112. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-84-112

2. Дуденко, Н. А., Ливак, Н. С. (2024). Профессиональная идентичность студентов: эмпирическое исследование с использованием методики статусов профессиональной идентичности. В Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Красноярск, 22 ноября 2024 года (с. 205-210). Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева.

3. Ермолаева, Е. П. (1998). Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности. Психологическое обозрение, (2), 35–45.

4. Иванова, Н. Л., Конева, Е. В. (2004). Профессиональная идентичность и профессиональное пространство. Мир психологии, (2), 148–157.

5. Козлова, А. А., Мешкова, И. В. (2022). Формирование профессиональной идентичности студентов-психологов с разным уровнем учебно-профессиональной мотивации. Проблемы современного педагогического образования, 76-3, 273–276.

6. Кузембаева, А. М. (2022). Содержание профессиональной идентичности (ПИ) преподавателя вуза в работах отечественных и зарубежных исследователей. Педагогическое образование, 3 (2), 206–217.

7. Малютина, Т. В. (2014). Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты. Омский научный вестник, 5, 149–152.

8. Тимченко, Н. С., Солдаткина, М. А. (2025). Профессиональная идентичность будущих специалистов медико-профилактического дела: анализ личностно-профессионального профиля. Кардиоваскулярная терапия и профилактика, 24 (S6), 235.

9. Фам, В. К. (2023). Особенности профессиональной идентичности вьетнамских работников поколения Z, окончивших высшие учебные заведения. Российский девиантологический журнал, 3 (3), 304-312. https://doi.org/10.35750/2713-0622-2023-3-304-312

10. Федоров, Г. А. (2025). Социологический анализ факторов развития профессиональных компетенций педагогических кадров в контексте формирования профессиональной идентичности. Социально-гуманитарные технологии, 2 (34), 61–69.

11. Đỗ, T. H., Lê, T. H., & Nguyễn, T. H. (2022). Nhận thức về nghề nghiệp của sinh viên điều dưỡng đa khoa tại Trường Đại học kỹ thuật y tế Hải Dương. Tạp Chí Sinh Lý học Việt Nam, 26 (1), 74–82. https://doi.org/10.54928/vjop.v26i1.77

12. Hoàng, T. K. O., Trần, T. H., & Đặng, T. X. (2017). Nhận thức về kỹ năng nghề nghiệp của sinh viên ngành quản trị kinh doanh – Trường Đại học lâm nghiệp. Tạp chí khoa học và công nghệ lâm nghiệp, 1, 150–159.

13. Huỳnh, T. H., Đoàn, T. T. K., & Nguyễn, T. T. T. (2019). Nhận thức của sinh viên ngành du lịch tại các trường đại học, cao đẳng trên địa bàn thành phố Cần Thơ. Tạp chí Nghiên cứu dân tộc, 8 (4), 65–70. https://doi.org/10.25073/0866-773X/354

14. Nguyễn, V. B., Nguyễn, B. P. (2020). Nhận thức của sinh viên sư phạm về kỹ năng tư vấn hướng nghiệp. Tạp chí Khoa học, Trường Đại học Sư phạm, Đại học Huế, 2 (54), 162–168.

15. Vũ, T. B. H., Nguyễn, T. B. N., & Lê, T. M. T. (2023). Các yếu tố ảnh hưởng đến định hướng việc làm sau khi tốt nghiệp của sinh viên năm thứ 3 Trường Đại học điều dưỡng Nam Định năm học 2021-2022. Tạp chí Khoa học điều dưỡng, 6 (2), 78–90.


Войти или Создать
* Забыли пароль?